Воинское звание: красноармеец
Должность: командир телефонного отделения взвода связи 180-го полка 69-й бригады войск НКВД
Родился в 1919 году в д. Голухино ныне Ординского района Пермского края. Русский. 11 октября 1939 года призван в РККА (Соликамским РВК Молотовской области). Кандидат ВКП(б). Участник Великой Отечественной войны: 18-21 ноября 1941 года в районе станции Узловая.
Представляется к ордену Красной Звезды
Тов. Гребешков — верный сын своей Социалистической Родины, беспредельно преданный делу партии Ленина-Сталина. В боях с немецкими оккупантами показал образцы обслуживания боевых операций наших частей телефонной связью. Проявил мужество, смелость, инициативу, готовность на самопожертвование во славу своей матери-родины.
Находясь в ноябре месяце 1941 г. в районе станции Узловая, где происходили бои с немецкими оккупантами, тов. Гребешков с честью выполнил боевую задачу по обеспечению телефонной связью штаба 180-го полка войск НКВД [в Сталиногорске-2] с районом станции Узловая.
Обстановка была сложная. Враг теснил части Красной Армии. Офицер связи — младший политрук тов. Блеснов, под чьим руководством работал тов. Гребешков, будучи в соседней дивизии, ночью попал вместе с ней в окружение. До прихода офицера связи (он пришел утром с донесением об обстановке) тов. Гребешков взял инициативу сбора и передачи донесений на себя.
Получив по телефону приказание генерал-лейтенанта авиации тов. Кравченко[1]: «Выяснить, чьи танки, войска и артиллерия двигаются в район военных действий Дедилово», тов. Гребешков, несмотря на то, что по городу уже бродила немецкая разведка, выяснил, что в указанном направлении двигаются войска противника и доложил об этом генерал-лейтенанту авиации тов. Кравченко, но уже не по телефону, так как связь с политотделом железной дороги, находившая на ст. Узловая (где и находился генерал-лейтенант авиации) была прервана. Оставив у телефона красноармейцев, прибывших сменить его, тов. Гребешков в полном боевом, окраиной города, по полотну железной дороги прошел 3 километра с донесением к генерал-лейтенанту тов. Кравченко. Получив донесение, авиачасть тов. Кравченко начала громить врага с воздуха[2].
Когда опасность над городом Узловой усилилась (вражеские танки подходили вплотную), тов. Гребешков предотвратил панику среди работников политотдела жел[езной] дор[оги], струсивших и собиравшихся бежать в тыл. Личный пример смелости и стойкости тов. Гребешкова оставил работников политотдела на своих местах.
Получив приказ вернуться в гор. Сталиногорск в свой полк, тов. Гребешков взял с собой два телефонных аппарата, две катушки кабеля и две буфты, добрался на попутной автомашине до разъезда 4 км, откуда машина пошла уже не в том направлении, куда надо было связисту. Взяв все имущество, тов. Гребешков пешком пришел в Сталиногорск, принеся на себе все, что вез на автомашине.
Тов. Гребешков проявил себя в боях с фашистами умение организовать бесперебойную связь, отвагу, смелость, инициативу, самоотверженность, верность военной присяге, своей Родине, своему правительству и великой партии Ленина-Сталина.
Достоин награждения правительственной наградой — орденом Красной Звезды.
Вр. командир 180-го полка
Военком полка — старший политрук Давыдов Николай Иванович
|
Вр. начальник штаба полка
Интендант 3-го ранга: Катушенок
|
18 апреля 1942 г., г. Тула
Достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды.
Командир бригады
Подполковник: Григорьев
|
Военный комиссар
Старший батальонный комиссар: Моисеенко
|
24 апреля 1942
Представить к награждению правительственной наградой орденом Красной Звезды.
Начальник войск НКВД по охране тыла Западного фронта
Генерал-майор: Петров Иван Алексеевич
|
Военный комиссар войск НКВД по охране тыла Западного фронта
Полковой комиссар: Шевченко Василий Федорович
|
14 мая 1942 года
Приказом № 687 ВС Западного фронта от 15.06.1942 награжден орденом Красной Звезды[2].
Сведений о дальнейшей судьбе нет.
[1] Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко — с началом войны с Германией после гибели руководства 11-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта 22 июня 1941 года назначен командиром этой авиадивизии, в июле-августе 1941 года участвовал в Смоленском сражении (11-я авиадивизия была придана 13-й армии Центрального, затем Брянского фронта). С 22 ноября 1941 года по март 1942 года — командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта.
По некоторым данным, «в конце ноября 1941 года в районе Ряжска закончилось формирование ударной авиационной группы, ядром которой стала 11-я смешанная авиационная дивизия генерал-майора Г. П. Кравченко. Бывший командир этой дивизии, известнейший советский лётчик, дважды Герой Советского Союза, Григорий Пантелеевич Кравченко был назначен командующим ВВС 3-й Армии, в оперативное подчинение которой и вошла эта авиагруппа. Вскоре летчики ударной авиагруппы Кравченко перебазировались в район Ступино и Новомосковска, начав боевые действия против наступающих немецких войск в районе Тулы и Малоярославца».
[2] Согласно журналу боевых действий 11-й смешанной авиационной дивизии, «21 ноября 1941 года 190-й штурмовой авиационный полк (190 ШАП) в период 8.37 — 14.35 произвел 10 самолето-вылетов на штурмовые действия по мотомех[анизированным] войскам противника в районах Узловая, Дедилово, Быково, Шмелево, Троицкое. Уничтожено 12 танков, 2 бронемашины, 6 семитонных автомашин с боеприпасами, 44 автомашины с пехотой, 1 тяжелое орудие. Выведено из строя до 10 бронемашин и до 10 автомашин с пехотой. Израсходовано: ФАБ-50 — 60 шт., РС — 80 шт., снарядов — 300 шт., КАС — 7300. Общий налет за день: 10 ч. 11 мин».
И еще в этот же день, «184-й истребительный авиаполк (184 ИАП) в период 8.40 — 14.40 произвел 13 самолето-вылетов на штурмовые действия с попутной разведкой войск противника в районах Гагарино, Ивановское, Узловая, Ефремово, Воскресенское. Уничтожено 23 автомашины с пехотой противника, до 70 чел. пехоты. Израсходовано 5500 патрон и ШКАС. Общий налет за день: 9 [часов] 08 мин».
На 22 ноября 1941 года в 184 ИАП на аэродроме Данково было 3 исправных и 4 неисправных И-16 (один И-16 отправлен в ремонт), а также на аэродроме Ряжск один исправный и 2 неисправных МиГ-3. В 190 ШАП — один исправный и 4 неисправных Ил-2 на аэродроме Ряжск. См. также донесение о боевом составе частей ВВС 11 сад на 24 ноября 1941 года, донесение о потерях материальной части и экипажей частей ВВС 11 сад с 19.11.1941 по 23.11.1941 г.
|