начало: «Захоронено всего 201, известных 112, неизвестных 89»
Накануне глава администрации Новомосковска Вадим Жерздев дал старт подготовительным работам к торжественной церемонии захоронения останков более шестидесяти бойцов 239-й стрелковой дивизии, обнаруженных этой зимой в ходе поисковой экспедиции в д. Ново-Яковлевка (городской округ город Новомосковск Тульской области).
Как сообщает официальный сайт г. Новомосковска nmosk.ru, братская могила будет расширена, на ней будут установлены новые таблички с именами красноармейцев. Также будет выполнено озеленение и внешнее благоустройство, а силами шефствующего предприятия — отремонтирован памятник.
Ново-Яковлевка, 3 апреля 2018. Фото: nmosk.ru
Тем временем, попробуем больше узнать о тех 112-ти бойцах и командирах, чьи имена уже высечены в камне на воинском захоронении № 19 в деревне Ново-Яковлевка. Присмотримся внимательнее к мемориальным плитам. Итак, в самой первой строчке указан:
Абрамов С. А. 1904-12.1941
1) Первые имена на мемориальных плитах. Фото: Татьяна Старостина.
2) Фрагмент из карточки воинского захоронения 71-326/2014, pamyat-naroda.ru
Что нам известно о нем? Согласно карточке воинского захоронения 71-326/2014, подписанной совместно представителями Министерства обороны РФ и органов местного самоуправления, здесь похоронен рядовой Абрамов Сергей Александрович, погибший в декабре 1941 года. Графа «Откуда перезахоронен» не заполнена. Сергей Абрамов родился в 1904 году, а значит в 1941 году ему могло исполниться 37 лет...
Так и по следующим записям вместо инициалов узнаем полные имена и отчества бойцов, отдавших свои жизни за Родину. Знакомьтесь, это — рядовые
- Александров Никита Федорович (1904 г.р.),
- Алексеев Павел Александрович (1922 г.р.),
- Антонов Александр Сергеевич (1918 г.р.) и
- Бабыкин Сергей Сергеевич (1901 г.р.).
Все пятеро, вместе с Сергеем Абрамовым, погибли в декабре 1941 года и похоронены здесь, как следует из этого документа. Самому старшему из них, Сергею Бабыкину, шел уже пятый десяток лет, а младшему, Павлу Алексееву — исполнилось всего 19.
Что ж, обратимся теперь к документам Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Нет никаких сомнений, что поиск однофамильцев среди миллионов архивных документов так бы и остался нерешаемой задачей без портала «Память народа» pamyat-naroda.ru. К счастью, в эпоху интернета и информационных технологий экспресс-поиск наших бойцов занимает чуть более 15 минут. И вот уже перед нами донесение о безвозвратных потерях 330-й стрелковой дивизии № 13882 от 27 июня 1942 года.
В нем на 40 листах приведены личные данные о 565 солдатах и командирах этой дивизии, погибших в боях или пропавших без вести. Из него мы, в частности, узнаем, что уроженец г. Ленинграда красноармеец Сергей Абрамов служил лаборатористом 614-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, а красноармейцы Никита Александров и Павел Алексеев, уроженцы Ленинградской области, воевали стрелками в 1109-м стрелковом полку этой дивизии. Из следующих граф нам также открываются новые сведения о дате и месте их призыва и даже о родственниках!
1) В строке № 435 — лаборант 614 озад 330 сд красноармеец Абрамов Сергей Александрович, 1904 г.р.
2) № 375. Стрелок 1109 сп 330 сд красноармеец Александров Никита Федорович, 1920 г.р.
Хорошо известно, что указанная 330-я стрелковая дивизия принимала непосредственное участие в освобождении города Сталиногорска (ныне Новомосковска) в декабре 1941 года, а уже 12 декабря город был полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков. Зная об этом, обратим более пристальное внимание на даты и обстоятельства выбытия.
Весьма неожиданно. Сергей Абрамов пропал без вести в районе д. Николаевка Кировского района Смоленской области (с 5 июля 1944 года — Калужской области). И хотя дата выбытия не указана, по другим источникам достаточно легко уточняется, что период боевых действий 330 сд в Кировском районе — январь–март 1942 года.
Красноармеец Никита Александров пропал без вести 31 декабря 1941 года в г. Белёве Тульской области. Ну а что же с его земляком Павлом Алексеевым? И он пропал без вести. Это случилось 12 декабря 1941 года на станции Бобрик-Донской Донского района Тульской области.
28 км от станции Бобрик-Донской до Ново-Яковлевки по дорогам,
«41 мин без пробок» — уточняет сервис Яндекс-Карты в 2018 году.
В условиях декабря 1941 года это выглядит просто немыслимым.
Итак, все трое пропали без вести достаточно далеко от Ново-Яковлевки не только географически, но и по времени. Некоторые сомнения лишь по Павлу Алексееву — станция Бобрик-Донской лишь в 17 км юго-западнее Ново-Яковлевки по прямой или 28 км по дороге, дата 12 декабря... Но все же нет. В условиях стремительного контрнаступления в декабре 1941 года советские войска перемещались каждый день по 10 и более километров, а фронт боевых действий не являлся постоянным.
Увы, других документов, свидетельствующих об их гибели и захоронении здесь, в Ново-Яковлевке, обнаружить не удалось. Однако они вполне находятся на следующих бойцов. В том же донесении № 13882 говорится о том, что стрелок 1111-го стрелкового полка 330-й стрелковой дивизии красноармеец Бабынин (Бабанин) Георгий Сергеевич убит в бою 28 декабря 1941 года под д. Жуково Белёвского района Тульской области, где был и похоронен (опустим печальные подробности о том, что в текстовой расшифровке его фамилия некорректно указана как Бабыниин, а в карточке воинского захоронения — как Бабыкин, а имя и вовсе — Сергей).
Кстати, Георгий Бабынин (Бабанин) родом из Щёкинского района, в отличие от других четверых своих однополчан. Или из Ефремовского, если верить другому документу Тульского военно-пересыльного пункта.
Вот уж досадное недоразумение. Не менее запутанно дело обстоит с их однополчанином Александром Антоновым. Безусловно, его командир указал сведения о нем в том же донесении, но вот найти их оказалось непросто... Да потому что на самом деле он — Александр Иванович, а не Сергеевич. Уроженец дер. Глиницы Ленинградской области Александр Антонов считается пропавшим без вести 31 декабря 1941 года в г. Белёве Тульской области.
Фрагмент отчетной карты Западного фронта с положением частей 50-й и 10-й армий на 10-12 декабря 1941 года. Освобождение Сталиногорска-1 и Сталиногорска-2.
Итого, в сухом остатке. Оставляя в стороне различные опечатки и неточности, печально присущие учету военного времени и послевоенной спешке, все пятеро из нашего списка действительно воевали в составе 330-й стрелковой дивизии. Бойцы именно этой дивизии в декабре 1941 года освобождали территорию современного городского округа город Новомосковск, а затем с боями двинулись дальше на запад.
Как верно и то, что все они не могли быть похоронены в Ново-Яковлевке. Так, красноармеец Георгий Бабынин, принявший свой последний бой 28 декабря 1941 года под д. Жуково Белёвского района, заслуживает быть увековеченным на мемориальных плитах братской могилы именно в этом районе. А что же с пропавшими без вести?.. На первый взгляд, прошло уже более 75 лет, и если за это время от них или их родственников не поступало возражений, то это, скорее всего, означает, они действительно погибли. В таком случае, их стоило бы увековечить в Кировском районе Калужской области, г. Белёве и г. Донском Тульской области — там, где документально они все еще числятся пропавшими без вести. Возможно имеет смысл и другое решение: отдельно увековечить пропавших без вести в каком-то достойном виде, наравне с погибшими.
Итак, теперь перед нами судьбы 5 защитников Отечества, чьи имена на долгие годы оказались связаны с небольшой деревушкой Ново-Яковлевкой. Кратко, насколько это позволили сохранившиеся архивные документы. Но зачастую архивы способны поведать о героях Великой Отечественной войны гораздо больше.
далее: Путь домой красноармейца Сергея Степанова
|