Нет ни одного региона, на территории которого велись боевые действия, где вопрос о поисковых работах, розыске пропавших без вести и безвестно павших бойцах был бы окончательно закрыт.
— историк-архивист, кандидат исторических наук, редактор журнала «Военная археология» Сергей Садовников
Обработаны все 21 воинское захоронение на территории современного муниципального образования город Новомосковск (Сталиногорск — в 1941 году). По донесениям о потерях и другим документам периода войны, опубликованным на портале «Память народа» (официальный интернет-ресурс Министерства обороны РФ) из 1108 имен в карточках воинских захоронений Новомосковска — 222 подтверждено, что составляет почти 20 %. В то же время, 859 записей (78 %) не выдержали проверку. Эти имена предстоит вычеркнуть из карточек и мемориальных плит, а погибших и похороненных в братских могилах других населенных пунктов Тульской, Рязанской, Калужской и других областей — внести в списки по месту фактического захоронения.
Одновременно проведена «обратная выверка» — поиск имен погибших и похороненных защитников Отечества по донесениям о потерях воинских частей и соединений, которые вели боевые действия на территории современного муниципального образования город Новомосковск. Всего 5 дивизий и несколько частей Красной армии. Помимо погибших бойцов и командиров данных воинских подразделений, в местных братских могилах похоронены также умершие от ран и болезней в эвакуационных госпиталях, работавших здесь в 1941-1945 годах (ЭГ 2981, ЭГ 3011 и другие). Таким образом установлены 306 «забытых» имен.
Кроме того, по архивным документам выявлено 5 первичных воинских захоронений, которые ныне не существуют: в д. Шишлово, пос. Лешинский, с. Ильинка-1, д. Иваньково и в сквере политехнического колледжа. 60 имен бойцов, похороненных в них, также требуют должного увековечивания. И наконец, особого внимания заслуживает уникальное захоронение мирных жителей-жертв фашизма в д. Ново-Яковлевка (всего — 23 человека, включая женщин, стариков и детей), которое не стоит на государственном учете.
Определенно эта работа позволит во многом разрешить накопившиеся проблемы с памятью в нашем регионе. Результаты выверки направлены в администрацию муниципального образования город Новомосковск, а также в военный комиссариат городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области. С ними также можно познакомиться онлайн на сайте «Сталиногорск 1941». В этом 2021 году исполняется 80 лет со Дня обороны и освобождения Сталиногорска — «никто не забыт, ничто не забыто».
Отметим, что такая низкая доля подтвержденных записей (всего 20%) имеет свои объективные и субъективные причины: неточности в первичном учете потерь военного времени мультипликативно наложились на послевоенные особенности работы военкоматов и инициативы местных краеведов. Расскажем об этом чуть подробнее.
Небрежный и формальный перенос останков погибших защитников Отечества
Работник горвоенкомата И. Ярцев: «Об этом забывать нельзя». Новомосковская правда, 9 мая 1969. Предоставлено С. Митрофановым.
В годы Великой Отечественной войны миллионы солдат сражались за Родину. Их хоронят до сих пор. По сведениям Сергея Садовникова:
«Первая массовая кампания по укрупнению и переносу захоронений растянулась на долгие годы — примерно до середины 1970-х годов. Она проходила всплесками, усиливаясь или затухая в зависимости от приближения очередного юбилея Победы. И нередко все это проходило небрежно и формально. Допустим, нашли возле какой-то деревни полузаброшенное воинское захоронение, в котором, например, было погребено 20 бойцов. Одного-двух-трех перенесли, а остальных забрать поленились, не успевали, либо тела еще были неразложившиеся (как сами местные жители рассказывали), да так на прежнем месте и оставили — только землю разровняли.
Но на новом мемориале, торжественно открытом где-нибудь в райцентре, в числе прочих на мраморе выбивали имена всех двадцати. Это в случае, если после боя их хоронили однополчане и именной список личного состава сохранился в архиве Министерства обороны, а после войны был получен местным военкоматом для учета и увековечения. Если же хоронили после боев местные жители или противник, стягивая тела павших советских воинов в воронки, силосные и картофельные ямы, погреба домов, блиндажи, траншеи и так далее, то единственный шанс — это возможное обнаружение каких-либо документов исключительно при переносе (эксгумации) в послевоенные годы.
При этом из-за аврала или элементарной лени на новых памятниках нередко оставляли лишь фамилии и инициалы погибших, без указания имен и отчеств. Иногда по невнимательности в них допускались искажения и ошибки. К тому же, еще со времен войны имелись специальные предписания — «на могилах, в которых погребено более 8-10 человек, надписи делать только на 4-5 человек с добавлением и "другие"». И вот теперь из-за этой, мягко говоря, безалаберности, поисковикам для установления личности павших воинов приходится распутывать такие клубки и цепочки, какие иному детективу не снились».
Таким образом, эта важная и необходимая работа зачастую проводилась ненадлежащим образом и сопровождалась частичными или фиктивными переносами воинских захоронений. К сожалению, Тульская область не стала исключением. Прошедшая в январе-феврале 2018 года крупномасштабная поисковая экспедиция в д. Ново-Яковлевка наглядно показала, что это утверждение в полной мере относится и к ситуации в муниципальном образовании город Новомосковск. Напомним, тогда в первичном месте захоронения (в овраге) были обнаружены и эксгумированы останки 64 красноармейцев — солдат и командиров 239-й стрелковой дивизии, которых в советские годы не «донесли» до официального воинского захоронения № 71-326 в д. Ново-Яковлевка. Тем самым перенос останков погибших защитников Отечества удалось завершить лишь в 2018 году.
В январе-февраля 2018 года поисковая экспедиция в Ново-Яковлевке была организована отрядом «Штурм» (г. Тула) совместно с «Союзом Поисковых Отрядов» (СПО).
Бардак в списках похороненных в братских могилах
Резонные вопросы сразу возникли и к самим спискам похороненным в братских могилах. В частности, в Ново-Яковлевке считалось, что «здесь похоронен 201 боец 168 кав. полка [41-й кавалерийской дивизии], 1103 стрелкового полка [328-й стрелковой дивизии] и 239-й [стрелковой] дивизии, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками с 23 ноября по 13 декабря 1941 года». При этом из 201 похороненных — известных 112 и неизвестных 89. Имена всех 112-ти, конечно же, выбиты и на памятных плитах.
30 марта 2018 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск направлены результаты выверки воинского захоронения № 71-326 в д. Ново-Яковлевка. Результаты этой выверки откровенно шокируют. С помощью архивных документов военного времени, опубликованных на портале «Память народа», легко устанавливается, что ни один из 112, указанных как «известные захороненные», не может быть там похоронен — это полностью опровергают архивные документы Центрального архива Министерства обороны РФ. Так, из 112 имен бойцов и командиров Красной армии:
- 41 пропал без вести в Калужской области, Белёвском районе Тульской области, г. Донском и других населенных пунктах, указанные в исследовании;
- 50 погибших в этих же районах и населенных пунктах;
- более 10 увековеченных по месту фактического захоронения;
- более 10 оставшихся в живых.
Таким образом, небрежный и формальный перенос останков погибших защитников Отечества дополнился бардаком в списках похороненных в братских могилах. В данном конкретном случае список «известных захороненных» был попросту сфальсифицирован и утвержден без какой-либо проверки. Как это стало возможным?
Все 112 «липовых» имен снова торжественно нанесены и на обновленном мемориале в июне 2018 года. Источник
Местная специфика «экспресс-увековечивания»
Новомосковскому району и городу Донскому не «повезло» вдвойне. В 1980-х здесь работал внештатный корреспондент «Донской газеты» Алексей Васильевич Мелихов, автор патриотических повестей «Дивизия стояла насмерть!», «За землю родную» и других. Основанные на документальных фактах, его работы представляют собой художественный вымысел, который производит сильное впечатление на читателя и прочитывается буквально «на одном дыхании». Несомненно, преувеличения и художественный вымысел вполне допустимы для подобного рода произведений, а вклад А. В. Мелихова в патриотическое дело — весомый. Если бы не одно важное обстоятельство: в своих художественных произведениях А. В. Мелихов стал выдавать собственный вымысел за факты, что является фальсификацией.
Во второй половине 1980-х годов в местной прессе публиковались списки погибших при обороне и освобождении Новомосковска и Донского, «установленные благодаря кропотливой поисковой работе ветерана Великой Отечественной войны Алексея Васильевича Мелихова». Решением исполкомов городского и районного Советов народных депутатов они вскоре были увековечены на братских могилах. Без какой-либо перепроверки, ведь авторитет краеведа Мелихова был тогда очень высоким.
Для составления этих списков Алексей Васильевич ездил в ЦАМО (Подольск), и что же он там обнаружил?
Для братской могилы в Ново-Яковлевке (напомним, это захоронение бойцов 239-й стрелковой дивизии) в свою записную книжку он занес... бойцов 330-й стрелковой дивизии, погибших и пропавших без вести в Калужской области, Белёвском районе Тульской области, г. Донском и других населенных пунктах. Просто подряд по порядку. Вот эти документы:
Итак, 77+22+11=110. Эх, потом еще двоих для неровного числа подберем... ведь еще 20 братских могил остались.
Звучит шокирующе? Но результат налицо. Дважды и трижды «захороненные», похороненные «заживо», а также пропавшие без вести из списков Мелихова — все они ныне увековечены на большинстве братских могил Новомосковска и Донского. Немаловажно, что до трети внесенных им имен оказались взяты... буквально с «потолка»: на поиск даже примерно подходящих документов у него не оставалось времени, т.к. его здоровье тогда уже было сильно подорвано. Естественно, для учета этих новых фиктивных имен также пришлось «механически» увеличить и общее количество захороненных на отдельных братских могилах.
Кстати, одна из последних его статей (Мелихов умер в 1991 году) — «Гибель «катюши», в которой он от начала и до конца фальсифицирует эту хорошо известную историю. Но что самое главное, выдает еще 12 выдуманных имен якобы погибших, фальшивых фамилий защитников Отечества... Определено, это не этично и аморально по отношению к памяти павших в Великой Отечественной войне — героев войны, которым все последующие поколения лично обязаны своей сегодняшней жизнью. Алексей Мелихов должен был хорошо знать об этом. Остается только догадываться, что же толкнуло его на этот шаг — посвятить свой остаток жизни написанию фальшивок.
Сталиногорск vs Сталинград и другие неточности
В то время как местный краевед Алексей Мелихов обеспечил своей инициативой большую часть из 78% неподтвержденных записей, интересны и другие, менее распространенные причины ошибок и неточностей. Например, в Новомосковском историко-художественном музее хранится фотография красноармейца Николая Яковлевича Железняка, похороненного в братской могиле «Парк Памяти» (г. Новомосковск, ул. Парковый проезд). Он указан под № 54 в карточке этого воинского захоронения. Однако с помощью архивных документов легко убедиться, что это не так. Стрелок 284-й стрелковой дивизии Николай Железняк убит в бою под Сталинградом 26.09.1942 и похоронен в самом городе, который ныне носит имя Волгоград. Что касается Сталиногорска (Новомосковска), то 26.09.1942 бои за него не велись: они уже давно отгремели в ноябре-декабре 1941 года, т.е. почти год назад.
Сталиногорск vs Сталинград, Сталиногорск vs Новомосковск Днепропетровской области, село Гремячее Новомосковского района vs деревня Гремячево Ленинского района — эти и другие географические открытия регулярно встречаются в проведенной выверке воинских захоронений Новомосковска.
Полномасштабная выверка братских могил Новомосковска
Как видно, поисковикам и историкам-архивистам еще надолго хватит с этим работы. И эта работа ведется. Только в течение 2017 года с помощью историко-архивных исследований Михаилу Переславцеву и его единомышленникам удалось восстановить, а во многих регионах увековечить в граните имена более 1700 «забытых» солдат. Этот список пополнили также имена солдат, погребенных на территории городского округа Новомосковск Тульской области. В 2017 году им был подготовлен список из почти 50 бойцов 328-й стрелковой дивизии, погибших и похороненных в селе Гремячее при его освобождении 9 декабря 1941 года. Решением № 9-9 от 26.03.2019 Собрание депутатов муниципального образования город Новомосковск постановило к 9.05.2019 установить дополнительные мемориальные плиты на братской могиле в с. Гремячее Тульской области в целях увековечения памяти военнослужащих 1103-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии, погибших здесь в годы Великой Отечественной войны.
В 2019-2020 годах портал «Сталиногорск 1941» инициировал и провел полномасштабную выверку братских могил Новомосковска Тульской области. На первом этапе, каждое из 1108 имен на братских могилах г. Новомосковска тщательно проверено по донесениям о потерях и другим документам периода войны, опубликованным на портале «Память народа» (официальный ресурс Министерства обороны РФ). Выверены все 21 воинское захоронение на территории современного городского округа Новомосковск. Помимо Ново-Яковлевки еще в четырех воинских захоронениях обнаружена 100% фальсификация имен вследствие «экспресс-увековечивания Мелихова». Суммарно 860 записей из 1108 не прошли проверку (78 %). Все подобные имена предстоит вычеркнуть из списков, а погибших и похороненных в братских могилах других населенных пунктов Тульской и Калужской областей — внести в списки по месту фактического захоронения.
Одновременно завершен второй этап «обратной выверки» — поиск имен погибших и похороненных защитников Отечества по донесениям о потерях воинских частей и соединений, которые вели боевые действия на территории современного городского округа Новомосковск. Из архивных документов и различных источников ныне хорошо известно, что в ноябре 1941 года здесь держали оборону 239-я стрелковая дивизия, 41-я кавалерийская дивизия, 125-й отдельный танковый батальон, 336-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 180-й полк НКВД и ряд других частей Красной армии. В декабре 1941 года Новомосковск (Сталиногорск — в 1941 году) и Донской освобождали 2-я гвардейская кавалерийская дивизия при поддержке 9-й танковой бригады и 12-го отдельного гвардейского минометного дивизиона, 330-я стрелковая дивизия при поддержке 51-го отдельного танкового батальона, а также 328-я стрелковая дивизия. Помимо погибших бойцов и командиров указанных частей и соединений, в братских могилах Новомосковска и Донского похоронены также умершие от ран и болезней в эвакуационных госпиталях, работавших здесь в 1941-1945 годах (ЭГ 2981, ЭГ 3011 и другие). Эта работа позволила выявить еще 300 «забытых» имен.
Изначально планировалась завершить основные работы к маю 2020 года, в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также охватить воинские захоронения города Донского. Однако масштаб перепроверки превзошел все самые смелые ожидания и работы сильно затянулись до конца 2020 года. Воинские захоронения города Донского также охвачены лишь частично. В тех случаях, когда в архивных документах встречаются сведения о бойцах и командирах Красной армии, похороненных в соседних районах и регионах, то они направляются в органы местного самоуправления. См. например показательный случай о двух капитанах — капитан Мартыненко в Рязанской области и капитан Сидоров в Тверской области.
Определенно результаты этой работы позволят во многом разрешить накопившиеся проблемы с памятью в нашем регионе. Отчеты о выверке направлены в администрацию муниципального образования город Новомосковск, а также в военный комиссариат городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области. С ними также можно познакомиться онлайн на сайте «Сталиногорск 1941». В этом 2021 году исполняется 80 лет со Дня обороны и освобождения Сталиногорска — «никто не забыт, ничто не забыто».
Итоги выверки: обработано 21 из 21 воинского захоронения, из 1108 имен — 220 подтверждено (20 %), 860 не подтверждено (78%), по 28 нет уверенного мнения. Установлено 300 бойцов, имен которых нет в карточках захоронений. Кроме того, по архивным документам выявлено 5 первичных воинских захоронений, которые ныне не существуют: в д. Шишлово, пос. Лешинский, с. Ильинка-1, д. Иваньково и в сквере политехнического колледжа. 60 имен бойцов, похороненных в них, также требуют должного увековечивания. И наконец, особого внимания заслуживает уникальное захоронение мирных жителей-жертв фашизма в д. Ново-Яковлевка (всего — 23 человека, включая женщин, стариков и детей), которое не стоит на государственном учете. |