«Нет ни одного региона, на территории которого велись боевые действия, где вопрос о поисковых работах, розыске пропавших без вести и безвестно павших бойцах был бы окончательно закрыт» — утверждает историк-архивист, кандидат исторических наук, редактор журнала «Военная археология» Сергей Садовников. Впервые его интервью о судьбе погибших и пропавших без вести советских солдат было опубликовано изданием «Лента.ру» в апреле 2018 года. Однако оно останется актуальным еще на многие годы. Или?..
Небрежный и формальный перенос останков погибших защитников Отечества
Работник горвоенкомата И. Ярцев: «Об этом забывать нельзя». Новомосковская правда, 9 мая 1969. Предоставлено С. Митрофановым.
В годы Великой Отечественной войны миллионы солдат сражались за Родину. Их хоронят до сих пор. По сведениям Сергея Садовникова, «первая массовая кампания по укрупнению и переносу захоронений растянулась на долгие годы — примерно до середины 1970-х годов. Она проходила всплесками, усиливаясь или затухая в зависимости от приближения очередного юбилея Победы. И нередко все это проходило небрежно и формально. Допустим, нашли возле какой-то деревни полузаброшенное воинское захоронение, в котором, например, было погребено 20 бойцов. Одного-двух-трех перенесли, а остальных забрать поленились, не успевали, либо тела еще были неразложившиеся (как сами местные жители рассказывали), да так на прежнем месте и оставили — только землю разровняли.
Но на новом мемориале, торжественно открытом где-нибудь в райцентре, в числе прочих на мраморе выбивали имена всех двадцати. Это в случае, если после боя их хоронили однополчане и именной список личного состава сохранился в архиве Министерства обороны, а после войны был получен местным военкоматом для учета и увековечения. Если же хоронили после боев местные жители или противник, стягивая тела павших советских воинов в воронки, силосные и картофельные ямы, погреба домов, блиндажи, траншеи и так далее, то единственный шанс — это возможное обнаружение каких-либо документов исключительно при переносе (эксгумации) в послевоенные годы.
При этом из-за аврала или элементарной лени на новых памятниках нередко оставляли лишь фамилии и инициалы погибших, без указания имен и отчеств. Иногда по невнимательности в них допускались искажения и ошибки. К тому же, еще со времен войны имелись специальные предписания — «на могилах, в которых погребено более 8-10 человек, надписи делать только на 4-5 человек с добавлением и "другие"». И вот теперь из-за этой, мягко говоря, безалаберности, поисковикам для установления личности павших воинов приходится распутывать такие клубки и цепочки, какие иному детективу не снились».
Таким образом, эта важная и необходимая работа зачастую проводилась ненадлежащим образом и сопровождалась частичными или фиктивными переносами воинских захоронений. К сожалению, Тульская область не стала исключением. Прошедшая в январе-феврале 2018 года крупномасштабная поисковая экспедиция в д. Ново-Яковлевка наглядно показала, что это утверждение в полной мере относится и к ситуации в городском округе Новомосковск. В первичном месте захоронения (в овраге) были обнаружены и эксгумированы останки 64 красноармейцев — солдат и командиров 239-й стрелковой дивизии, которых в советские годы не «донесли» до официального воинского захоронения 71-326 в д. Ново-Яковлевка. Тем самым перенос останков погибших защитников Отечества удалось завершить лишь в 2018 году.
В январе-февраля 2018 года поисковая экспедиция в Ново-Яковлевке была организована отрядом «Штурм» (г. Тула) совместно с «Союзом Поисковых Отрядов» (СПО).
Бардак в списках похороненных в братских могилах
Резонные вопросы возникли и к самим спискам похороненным в братских могилах. В частности, в Ново-Яковлевке считалось, что «здесь похоронен 201 боец 168 кав. полка [41-й кавалерийской дивизии], 1103 стрелкового полка [328-й стрелковой дивизии] и 239-й [стрелковой] дивизии, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками с 23 ноября по 13 декабря 1941 года». При этом из 201 похороненных — известных 112 и неизвестных 89. Имена всех 112-ти, конечно же, выбиты и на памятных плитах.
30 марта 2018 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск направлены результаты выверки воинского захоронения 71-326 в д. Ново-Яковлевка. Результаты этой выверки весьма неожиданны. С помощью архивных документов военного времени, опубликованных на портале «Память народа», легко устанавливается, что ни один из 112, указанных как «известные» захороненные, не может быть там похоронен — это полностью опровергают архивные документы Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). В частности, из 112 имен бойцов и командиров Красной армии:
- 41 пропал без вести в Калужской области, Белёвском районе Тульской области, г. Донском и других населенных пунктах, указанные в исследовании;
- 50 погибших в этих же районах и населенных пунктах;
- более 10 увековеченных по месту фактического захоронения;
- более 10 оставшихся в живых.
Таким образом, небрежный и формальный перенос останков погибших защитников Отечества дополнился бардаком в списках похороненных в братских могилах. Списки «известных» захороненных попросту фальсифицировались и утверждались без какой-либо проверки.
Все 112 «липовых» имен снова торжественно нанесены и на обновленном мемориале в июне 2018 года. Источник
Местная специфика «экспресс-увековечивания»
К сожалению, Новомосковскому району и г. Донскому не «повезло» вдвойне. В 1980-х здесь работал внештатный корреспондент «Донской газеты» Алексей Васильевич Мелихов, автор патриотических повестей «Дивизия стояла насмерть!», «За землю родную» и других. Основанные на документальных фактах, его работы представляют собой художественный вымысел, который производит сильное впечатление на неподготовленного читателя и прочитывается буквально «на одном дыхании». Несомненно, определенные преувеличения и художественный вымысел вполне допустимы для подобного рода произведений, а вклад А. В. Мелихова в патриотическое дело — весомый. Если бы не одно важное обстоятельство: в своих художественных произведениях А. В. Мелихов стал выдавать собственный вымысел за факты, что является фальсификацией.
Более того, в 1980-х годах в местной прессе публиковались списки погибших при обороне и освобождении Новомосковска и Донского, «установленные благодаря кропотливой поисковой работе ветерана Великой Отечественной войны Алексея Васильевича Мелихова». Решением исполкомов городского и районного Советов народных депутатов они вскоре были увековечены на братских могилах. Без какой-либо перепроверки, ведь авторитет краеведа Мелихова был тогда очень высоким.
Для составления этих списков Алексей Васильевич едет в ЦАМО (Подольск), и что же он там обнаруживает?
В свою записную книжку он заносит... бойцов 330-й стрелковой дивизии, погибших и пропавших без вести в Калужской области, Белёвском районе Тульской области, г. Донском и других населенных пунктах. Просто подряд по порядку. Вот эти документы:
Итак, 77+22+11=110. Эх, потом еще двоих для неровного числа подберем... ведь еще 20 братских могил остались.
Звучит шокирующе? Но результат налицо. Дважды и трижды «захороненные», похороненные «заживо», а также пропавшие без вести из списков Мелихова — все они ныне увековечены на большинстве братских могил городов Новомосковска и Донского.
Кстати, одна из последних его статей (Мелихов умер в 1991 году) — «Гибель «катюши», где он от начала и до конца фальсифицирует эту хорошо известную историю. Но что самое главное, выдает еще 12 выдуманных имен якобы погибших, фальшивых фамилий защитников Отечества...
Определено, это не этично и аморально по отношению к памяти павших в Великой Отечественной войне — героев войны, которым все последующие поколения лично обязаны своей сегодняшней жизнью. Алексей Мелихов должен был хорошо знать об этом. Остается только догадываться, что же толкнуло его на этот шаг — посвятить свой остаток жизни написанию фальшивок.
Полномасштабная выверка братских могил Новомосковска и Донского
Как видно, поисковикам и историкам-архивистам еще надолго хватит здесь работы. И эта работа ведется. Только в течение 2017 года с помощью историко-архивных исследований Михаилу Переславцеву и его единомышленникам удалось восстановить, а во многих регионах увековечить в граните имена более 1700 «забытых» солдат. Этот список пополнят также имена солдат, погребенных на территории городского округа Новомосковск Тульской области. В 2017 году им был подготовлен список из почти 50 бойцов 328-й стрелковой дивизии, погибших и похороненных в селе Гремячее при его освобождении 9 декабря 1941 года. Решением № 9-9 от 26.03.2019 Собрание депутатов муниципального образования город Новомосковск постановило к 9.05.2019 установить дополнительные мемориальные плиты на братской могиле в с. Гремячее Тульской области в целях увековечения памяти военнослужащих 1103-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии, погибших здесь в годы Великой Отечественной войны.
В 2019 году портал «Сталиногорск 1941» инициировал полномасштабную выверку братских могил Новомосковска и Донского Тульской области. На первом этапе, каждое из 1107 имен на братских могилах г. Новомосковска тщательно проверяется по донесениям о потерях и другим документам периода войны, опубликованным на портале «Память народа» (официальный ресурс Министерства обороны РФ). По состоянию на май 2019, выверены 16 из 21 воинского захоронения на территории современного городского округа Новомосковск. Помимо Ново-Яковлевки еще на четырех воинских захоронениях обнаружена 100% фальсификация имен вследствие «экспресс-увековечивания Мелихова». Суммарно 238 записей из 1107 не прошли проверку. Все подобные имена предстоит вычеркнуть из списков, а погибших и похороненных в братских могилах других населенных пунктов Тульской и Калужской областей — внести в списки по месту фактического захоронения.
В то же время второй этап подразумевает «обратную выверку» — поиск имен погибших и похороненных защитников Отечества по донесениям о потерях воинских частей и соединений, которые вели боевые действия на территории современного городского округа Новомосковск и города Донского. Из архивных документов и различных источников ныне хорошо известно, что в ноябре 1941 года здесь держали оборону 239-я стрелковая дивизия, 41-я кавалерийская дивизия, 125-й отдельный танковый батальон, 336-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 180-й полк НКВД и ряд других частей Красной армии. В декабре 1941 года Новомосковск (Сталиногорск — в 1941 году) и Донской освобождали 2-я гвардейская кавалерийская дивизия при поддержке 9-й танковой бригады и 12-го отдельного гвардейского минометного дивизиона, 330-я стрелковая дивизия при поддержке 51-го отдельного танкового батальона, а также 328-я стрелковая дивизия. Помимо погибших бойцов и командиров указанных частей и соединений, в братских могилах Новомосковска и Донского похоронены также умершие от ран и болезней в эвакуационных госпиталях, работавших здесь в 1941-1945 годах (ЭГ 2981, ЭГ 3011 и другие). Эта работа позволит выявить «забытые» имена и в целом разрешить проблемы с памятью в данном регионе.
Результаты выверки докладываются в военный комиссариат городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области. С ходом работ и отчетами также можно познакомиться онлайн на сайте «Сталиногорск 1941». Планируется завершить основные работы к маю 2020 года, в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Ход выверки: обработано 16 из 21 воинского захоронения, из 1107 имен — 11 подтверждено, 238 не подтверждено, 858 осталось к выверке (сводка на май 2019, см. подробный отчет). |