Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульский областной молодежный поисковый центр «Искатель»

Новые фотографии и иллюстрации:

Статьи

Главная » Статьи » Вторая Москва

Сталиногорский аэроклуб

«Молодежь – на самолеты!». Такой клич был брошен в начале 1930-х годов в связи с тем, что в СССР бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров». Восполнить этот пробел и было поручено ОСОАВИАХИМУ через сеть аэроклубов. Причем первичную подготовку лётных кадров было решено осуществлять без отрыва от работы и учебы в любых учебных заведениях.

Сталиногорский аэроклуб, учебное заведение ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов, открыт 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе Сталиногорска как школа планеристов по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины[1].

В небо без отрыва от производства

Наконец, в июле 1934 года сбылась мечта летать на настоящих самолетах: школа планеристов была преобразована в Сталиногорский аэроклуб, который имел особую притягательную силу для молодежи. Начальником боевой и политической подготовки назначается Дмитрий Николаевич Сазонов. Первоначально обучение осуществлялось на двух самолётах У-2 (поступили в 1935 году) и трех планерах[1]. Для них в Заводской части города был сооружен ангар, барак на улице Обороны, прибыло четверо летчиков-инструкторов: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков и Гончаров[2].


Д. Н. Сазонов

Аэроклуб стал называться Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа им. Героя Советского Союза М. Бабушкина, в честь героя-челюскинца, который в свое время побывал в Сталиногорске[1].

В 1930-х годах также была открыта планерная школа в Узловой, которая стала филиалом Сталиногорского аэроклуба[3]. Филиал аэроклуба был открыт и в Бобрик-Донском[1]. К декабрю 1936 года были созданы Ефремовский аэроклуб, филиалы Тульского аэроклуба в городах Алексине и Щекино и на Новотульском металлургическом комбинате[4].

В 1934 году был произведен первый набор курсантов (21 человек). Набирали лучших производственников, ударников труда, успешно овладевших техникой. Занятия проходили без отрыва от производства[1]. В течение двух лет курсанты изучали правила полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. Налет должен был оставлять 50 часов за каждый год учебы. Самые лучшие выпускники через военкоматы направлялись в военно-летные училища, где учеба продолжалась еще два года. При этом обучение в аэроклубе шло в зачет службы в армии, выпускники при всех обстоятельствах освобождались от призыва[2].

В то время требования к курсантам аэроклуба предъявлялись такие, как теперь к космонавтам. Ведь в курсантах виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье требовалось, но и особо прочная нервная система, и бесстрашие, и отменный вестибулярный аппарат, и стопроцентное зрение.

Аэроклуб быстро развивался, его популярность в Сталиногорске и районе росла, и следующий набор составил уже 40 человек[2].

В 1937 году, в период сталинских репрессий, «врагами народа» были объявлены начальник Сталиногорского аэроклуба Редько и начальник летной части Гивецов[10]. Неизвестно, в чем именно заключалась их «вражеская деятельность», а спрашивать об этом тогда не полагалось. Однако, деятельность самого клуба продолжилась[2]. С 1938 по 1939 год комендантом аэроклуба был бывший выпускник, летчик-инструктор, Герой Российской Федерации Б. И. Карасёв.

К 1939 году в аэроклубе насчитывалось около 40 самолетов У-2, ежегодно выпускалось до ста летчиков. Из бывших планеристов готовили новых инструкторов, среди которых были: А. П. Быков, С. А. Колосов, Ф. А. Дронов, Н. И. Арчаков, Н. Н. Гончаров, В. П. Кабанов, И. М. Наумов, Нина Кузьмина. Среди курсантов были и девушки. Кроме первого аэродрома, в районе бывшей шахты № 28 было организовано второе лётное поле[2].

В 1940 году состоялся последний выпуск летчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Вероятно, к этому времени, такая форма обучения уже не соответствовала новым требованиям. В конце марта 1941 года из Москвы прибыл начальник 3-й военной школы первоначального обучения лётчиков, которая должна была базироваться в Сталиногорске. В ее состав включались все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа[2].

Ибресинская летная школа

С началом Великой Отечественной войны в сталиногорскую 3-ю военно-авиационную школу первоначального обучения направляли курсантов осваивать У-2 из других районов СССР[5]. В начале октября 1941 года[11], с приближением линии фронта к Сталиногорску, по инициативе начальника школы тренировочного обучения Гаврила Петровича Полытыкина 3-я военно-авиационная школа была перебазирована в поселок Ибреси Чувашской АССР[6].

Было подготовлено 4 летных поля: в Ибресях, в селах Климово и Чувашские Тимяши Ибресинского района и в д. Новые Шорданы Канашского района. Начальник авиашколы А. Белецкий особо отмечал помощь местных жителей: «Зимой с лопатами, санками на аэродром приходили дети и старики, чтобы очищать летное поле от снега»[13].

Позднее она стала известна как Ибресинская летная школа, где в 1943 году без ног заново учился летать Герой Советского Союза А. П. Маресьев, герой книги Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Многие сотрудники авиашколы, переехавшие из Сталиногорска, остались жить и работать в Ибреси после войны: Валуев, Лунев, Якушевич, Дергунов, Никифоров, Левьев, Синяков и другие. Из переписки с Г. П. Полытыкиным, который в 1960-е годы благодарил за письма в его адрес[6]:

Они мне напомнили о трех трудных для нашей Родины годах, когда я командовал летной школой в вашем поселке Ибреси. С тех пор минуло уже более полувека, а в памяти моей сохранились самые теплые воспоминания о вашей доброй и гостеприимной земле, о моей молодости, которая прошла под грохот Великой Отечественной войны.

Многие из воспитанников Сталиногорского аэроклуба в годы войны стали военными лётчиками, а 16[7] из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в их числе[1][11]:

  1. Николай Иванович Арчаков;
  2. Василий Сергеевич Батяев;
  3. Сергей Тимофеевич Вагин;
  4. Борис Иванович Карасёв (Герой Российской Федерации);
  5. Александр Алексеевич Карпов;
  6. Николай Гаврилович Кудрявцев;
  7. Николай Алексеевич Луньков;
  8. Иван Александрович Мальцев;
  9. Николай Прокофьевич Мирошниченко[12];
  10. Николай Тихонович Полукаров;
  11. Григорий Павлович Полуянов;
  12. Николай Михайлович Трегубов;
  13. Константин Михайлович Трещёв;
  14. Василий Константинович Фалин;
  15. Иван Павлович Чечулин[12];
  16. Дмитрий Михайлович Шаров.

По воспоминаниям бывшего инструктора Сталиногорского аэроклуба Андрея Павловича Быкова[2]:

Навсегда остались в моей памяти Оля Мещерякова, сначала парашютистка, а потом одна из первых девушек-курсанток аэроклуба, будущие Герои Советского Союза Николай Арчаков, Дмитрий Шаров и Василий Батяев. Кстати, Батяева я особенно помню не только потому, что учил его, и он стал Героем, но в первую очередь за его смелость, дерзость в небе, проявленную ещё при обучении.

После войны в Сталиногорске снова открылся аэроклуб (на фото), но это была уже совсем другая история.


Ла-5 Серпуховского летного отряда в Сталиногорском аэроклубе, 6 июля 1951 года.
Летчик-инструктор Скачков, командир отряда майор Труфанов и инструктор-навигатор Пав.Гр.

Память

В апреле 2015 года в Новомосковской автомобильной школе ДОСААФ была открыта мемориальная доска памяти, посвящённая «80-летию Сталиногорского аэроклуба Осовиахим»[8][9].

 


[2] Что русскому «фанера», то немцу – смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)

[4] Хорев А. Глава 12. Красная Узловая — часть 1 / Узловая, опалённая войной. — Узловая, 2008.

[5] Панов Е. Казанские «спецы» // «Время и деньги», 18.05.2010.

[6] По следам настоящего человека // Ибресинская районная газета «Сентерушен» («За победу»), 21.05.2011.

[8] 80-летие Сталиногорского аэроклуба Осовиахим // Официальный сайт муниципального образования г.Новомосковск, 24.04.2015.

[9] Подвигу защитников Родины жить в веках // Официальный сайт ДОСААФ России, 30.04.2015.

[10] Для примера приведем текст обвинения, по которому был арестован начальник сталиногорского аэроклуба Редько:

В гор. Сталиногорске быв. начальник аэроклуба Редько, ныне арестован органами НКВД, занимался вредительскими действиями, выводил из строя материальную часть, нарушая летную инструкцию; аппарат Аэроклуба засорен чуждыми людьми, скрывал целый ряд аварий-происшествий, занимался злоупотреблением и разбазариванием оборонных средств.

После изъятия органами НКВД  врагов в аэроклубе все еще имело место ряд вредительских диверсионных актов. Было выпущено из маслогрейки 80 кгр. авиационного масла. В масле были обнаружены тряпки. 21 мая – в цилиндре самолета № 21 было обнаружено два куска железа, которые были вложены вражеской рукой.

Сталиногорский аэроклуб должен обучить в 1939 году летчиков 204 человека, обучается 77 человек; техников 60, обучается 60 человек.

/Бурцев/

— ГАТО. Ф. 177. Оп. 3. Д. 74а. Кор. 30. Л. 24. Выдержка из документа за 1938 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.

В марте 1937 года вместо репрессированного Д. Н. Сазонова комиссаром аэроклуба был назначен Дмитрий Егорович Меркулов, ранее снятый с должности секретаря партийной организации и старшего инструктора организационного отдела Горсовета за то, что якобы проглядел врагов.

[11] Польшина А. В. История Сталиногорского аэроклуба // Наследие и стратегия развития Тульской области: материалы VI областных краеведческих чтений, посвящённых Году культуры в России: Новомосковск, 28-31 октября 2014 г. — Тула: Гриф и К, 2015. — С. 192. — 315 с.

[12] Сведения об обучении в Сталиногорском аэроклубе будущих Героев Советского Союза Н. П. Мирошниченко и И. П. Чечулина, приведенные в [11] не стыкуются с фактами их довоенной биографии: Мирошниченко проживал в Киргизии, где и окончил Фрунзенский коммунально-строительный техникум и аэроклуб; Чечулин — уроженец Каменского района Свердловской области, учился в техникуме в г. Кемерово, работал на азотно-туковом заводе (ныне ОАО «Химпром»). Таким образом, есть основания полагать, что выпускников, ставших впоследствии Героями Советского Союза и Российской Федерации — 14; либо имена еще двух не установлены.

[13] Абрамов А. Деревенька моя // Советская Чувашия, 5 сентября 2013.

Категория: Вторая Москва | Добавил: Редактор (19.09.2016) | Версия для печати
Просмотров: 1014 | Теги: Сталиногорский аэроклуб, 1934 год

Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Ваш комментарий будет первым:
avatar
для детей старше 12 лет
Поиск
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
Теги
1942 год химкомбинат Пырьев 1950-е годы советские мемуары Советская площадь Мартиросян 18 ноября 1941 интервью 1930-е годы 21 ноября 1941 27 ноября 1941 24 ноября 1941 239-я стрелковая дивизия Сталиногорская правда Соцгород 1941 год ЦАМО наградные листы комиссары 25 ноября 1941 Сталиногорск-2 кавалеры ордена Красного Знамени РГАКФД комсостав медицинские работники кавалеры ордена Красной Звезды 19 ноября 1941 ул. Московская Яковлев Сталиногорцы Nara аэрофотосъемка 1943 год награжденные медалью «За отвагу» 26 ноября 1941 немецкое фото 17 ноября 1941 советские карты 16 ноября 1941 20 ноября 1941 108-я танковая дивизия 22 ноября 1941 23 ноября 1941 пехота Рафалович советские документы Коммунар 15 ноября 1941 немецкие преступления артиллеристы Сталиногорская ГРЭС 1939 год 112-я пехотная дивизия ноябрь 1941 года декабрь 1941 года 41-я кавалерийская дивизия нквд митрофанов 28 ноября 1941 180-й стрелковый полк НКВД исследования Чумичев Документальная проза сталиногорское подполье 12 декабря 1941 Мелихов Донская газета 336-й артиллерийский дивизион 330-я стрелковая дивизия ул. Комсомольская Связь времен Гато июль 1941 года октябрь 1941 года Новомосковская правда 30 ноября 1941 немецкие документы советские военнопленные 10 декабря 1941 1940-е годы братская могила 1944 год 29 ноября 1941 172-я стрелковая дивизия 4-я танковая дивизия 167-я пехотная дивизия 11 декабря 1941 Владимиров ЦГАМО 2-я гвардейская кавдивизия 13 декабря 1941 1940 год 29-я мотопехотная дивизия 161 УР РГВА 328-я стрелковая дивизия 12 огмд 1945 год Кислицын
Комментарии
"Похоронены" в Каменке...
Известно, что 24 ноября 1941 года в районе Каменки уже как два дня находились немецкие части 167-й п...




Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0