«Молодежь — на самолеты!». Такой клич был брошен в начале 1930-х годов в связи с тем, что в СССР бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров». Восполнить этот пробел и было поручено ОСОАВИАХИМУ через сеть аэроклубов. Причем первичную подготовку лётных кадров было решено осуществлять без отрыва от работы и учебы в любых учебных заведениях.
Сталиногорский аэроклуб, учебное заведение ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов в г. Сталиногорске Московской области. Его предшественником стала школа планеристов, открытая 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе Сталиногорска по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины[1].
Сталиногорский аэроклуб, 24 июля 1936 года. На заднем плане — учебный самолет У-2.
Бобриковская школа летчиков в Богородицке
Первоначальное наименование: Бобриковская школа летчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР. Решение о создании школы принято Московским областным советом Осоавиахима СССР и РСФСР не позднее 1 декабря 1930 года в городе Бобрики («Бобрики, северный участок»; с 1933 года — Сталиногорск, а с 1961 года — Новомосковск) Узловского района Московской области (ныне в составе Тульской области). Однако фактически первые 3 года школа работала в г. Богородицке («согласно распоряжению ЦС и Авиаотдела Мособлосоавихима, концентрация Бобриковской школы летчиков в г. Богородицке является как исключительная мера»)[14].
Первым начальником школы назначен старший летчик Николай Александрович Чулошников, выпускник 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима. C 15 февраля 1931 года шефом школы являлся «комсомол Бобриковского строительства»[14].
1) Н. А. Чулошников (из газеты «Даёшь комбайн!» (Саратов) // № 15 за 1 августа 1933 года);
2) Приказ № 1 по Бобриковской школе летчиков от 2 декабря 1930.
Источник: Юрий Ржевцев
Матчасть в распоряжение школы поступила к 25 февраля 1931 года с авиазаводов «№ 23, № 125 и 126». Первая группа курсантов — с 5 марта 1931 года (всего — 15 человек учлётов, в том числе две девушки), а вторая — с 7 марта 1931 года (всего — 21 человек учлетов, в том числе одна девушка)[14].
С 7 марта 1931 года обязанности старшина учлетов первого набора были возложены на учлета из числа военнослужащих запаса Виктора Светлова, но ко второй половине июля 1931 года — учлет из первой группы курсантов Никита Федонов (и он же — комсорг школы)[14].
Первый набор по курсу подготовки авиамотористов — с 18 мая 1931 года. Всего 35 человек курсантов[14].
Здание мужской гимназии в Богородицке (1-й и 3-й классы), где в 1930-1934 годах располагалась Бобриковская школа летчиков.
Открытка начала XX века, до 1917 года.
В небо без отрыва от производства
Наконец, в июле 1934 года сбылась мечта летать на настоящих самолетах и в самом Сталиногорске: школа планеристов была преобразована в Сталиногорский аэроклуб, который имел особую притягательную силу для молодежи. Начальником назначен Михаил Евдокимович Редько, а начальником боевой и политической подготовки стал Дмитрий Николаевич Сазонов. Первоначально обучение осуществлялось на двух самолётах У-2 (поступили в 1935 году) и трех планерах[1]. Для них в Заводской части города был сооружен ангар, барак на улице Обороны, прибыло четверо летчиков-инструкторов: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков и Гончаров[2].
1) М. Е. Редько; 2) Д. Н. Сазонов; 3) Ф. А. Лис
Источники: 1) «Сталиногорский пролетарий» 12.08.1935, предоставлено А. Малашкиным;
2 и3) из экспозиции Новомосковского историко-художественного музея
Аэроклуб стал называться Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа им. Героя Советского Союза М. Бабушкина, в честь героя-челюскинца, который в свое время побывал в Сталиногорске[1].
В 1930-х годах также была открыта планерная школа в Узловой, которая стала филиалом Сталиногорского аэроклуба[3]. Филиал аэроклуба был открыт и в Бобрик-Донском[1]. К декабрю 1936 года были созданы Ефремовский аэроклуб, филиалы Тульского аэроклуба в городах Алексине и Щекино и на Новотульском металлургическом комбинате[4].
В 1934 году был произведен первый набор курсантов (21 человек) в Сталиногорске. Набирали лучших производственников, ударников труда, успешно овладевших техникой. Занятия проходили без отрыва от производства[1]. В течение двух лет курсанты изучали правила полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. Налет должен был оставлять 50 часов за каждый год учебы. Самые лучшие выпускники через военкоматы направлялись в военно-летные училища, где учеба продолжалась еще два года. При этом обучение в аэроклубе шло в зачет службы в армии, выпускники при всех обстоятельствах освобождались от призыва[2].
В то время требования к курсантам аэроклуба предъявлялись такие, как теперь к космонавтам. Ведь в курсантах виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье требовалось, но и особо прочная нервная система, и бесстрашие, и отменный вестибулярный аппарат, и стопроцентное зрение.
Медработник Сталиногорского аэроклуба проводит предполетный медосмотр парашютистов, 1930-е годы.
«Сталиногорский аэроклуб объявляет набор в школу аэроклуба на пилотов и авиатехников. Срок подачи заявлений до 15 августа 1938 г. Мандатная и медицинская комиссии будут работать с 4 августа до 18 часов.»
— «Сталиногорская правда», 4 августа 1938
В декабре 1935 года состоялся первый выпуск 23-х пилотов Сталиногорского аэроклуба им. М.С. Бабушкина[17]. Аэроклуб быстро развивался, его популярность в Сталиногорске и районе росла, и следующий набор составил уже 40 человек[2].
Случались также аварии. Так, 2 сентября 1935 года на высоте 500 м при выполнении переворота через крыло самолет Сталиногорского аэроклуба потерял управление. Машина вошла в плоскую спираль и разбилась на берегу реки Любовка возле Любовского моста. Тем не менее, экипаж самолета — летчик Смирнов и учлет Колосов остались невредимы[16].
Август 1937 года. На авиационном празднике посвященном Дню авиации. Аэродром на Урванке Сталиногорского аэроклуба имени Героя Советского Союза орденоносца Михаила Бабушкина.
Фото выявлено и предоставлено А. Малашкиным
В 1938 году, в период сталинских репрессий, «врагами народа» были объявлены начальник Сталиногорского аэроклуба Редько и начальник летной части Швецов[10]. Неизвестно, в чем именно заключалась их «вражеская деятельность», а спрашивать об этом тогда не полагалось. Однако, деятельность самого клуба продолжилась[2]. С 1938 по 1939 год комендантом аэроклуба был бывший выпускник, летчик-инструктор, Герой Российской Федерации Б. И. Карасёв.
Инструкторы Сталиногорского аэроклуба, вторая половина 1930-х годов.
Справа налево: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков, Гончаров.
К 1939 году в аэроклубе насчитывалось около 40 самолетов У-2, ежегодно выпускалось до ста летчиков. Из бывших планеристов готовили новых инструкторов, среди которых были: А. П. Быков, С. А. Колосов, Ф. А. Дронов, Н. И. Арчаков, Н. Н. Гончаров, В. П. Кабанов, И. М. Наумов, Нина Кузьмина. Среди курсантов были и девушки. Кроме первого аэродрома, в районе бывшей шахты № 28 было организовано второе лётное поле[2].
«Сталиногорский аэроклуб
объявляет приём на курсы пилотов на 1940-1941 год
Срок обучения 10 месяцев. В аэроклуб принимается молодёжь в возрасте от 17 до 21 года включительно, годная по состоянию здоровья. Образование не ниже 9-ти лет, как исключение принимаются стахановцы предприятий с 7-8 летним образованием. Заявления подаются в аэроклуб по адресу: аэроклуб, телефон 1-96. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
1. Анкета.
2. Свидетельство о рождении.
3. Автобиография.
4. Свидетельство об образовании.
5. Справка о соц.происхождении.
6. Партийно-комсомольская и производственная характеристики.
7. Две фотокарточки 9 х 12 и две 3 х 4 (без головного убора)
Без предъявления полностью вышеуказанных документов заявление о приёме не рассматриваются. Занятия проводятся в две смены: утром — с 8 до 11 час. 50минут, вечером — с 18 час. до 21 час. 50 минут»
— «Сталиногорская правда», 9 октября 1940 года (предоставлено А. Малашкиным)
«Кузница лётных кадров
Беседа с начальником Сталиногорского аэроклуба тов. Лис Ф.А.
В беседе с работником редакции о деятельности аэроклуба т. Лис сообщил:
— Создание в г.Сталиногорске аэроклуба относится к 1934 году, в то время наша родина, весь советский народ переживал радостные дни в связи со спасением из ледового плена героических челюскинцев. Образцы героизма, мужества и отваги проявили герои-лётчики. Один из этих самоотверженных людей, тов. Бабушкин приезжал в Сталиногорск, встречался с трудящимися, общественностью, рассказывал о спасении челюскинцев, в котором он сам принимал активное участие. Разговоры о создании аэроклуба велись и раньше, но приезд прославленного лётчика ускорил дело – клуб был открыт и ему присвоили имя Бабушкина. Лучшие представители Сталиногорской молодёжи до работы и после неё, используя каждую свободную минуту, изучали самолёт, учились им управлять. Сколько было затрачено труда, энергии, дорогого для молодёжи свободного времени. Но труд не пропал даром.
Первый выпуск состоялся в 1935 году. Пилоты этого выпуска отличались богатством знаний. Они в совершенстве изучили материальную часть самолёта и в их руках самолёт был покорной машиной. Ничуть не хуже были воспитанники и последующих выпусков аэроклуба. Вот они пилоты первых выпусков:
- Кузнецов, работал электромонтером на Шатовской плотине, окончил аэроклуб, стал инструктором планеризма клуба, затем был призван в Красную армию, участвовал в боях у озера Хасан, отличился и награжден орденом Красной звезды.
- Быков, в период учёбы в аэроклубе работал по-стахановски токарем на мехзаводе, ныне лучший лётчик-инструктор нашего аэроклуба.
- Морозов, бывший аппаратчик анилино-красочного завода, окончивший в 1936 году аэроклуб, работающий в настоящее время лётчиком-инструктором.
Конечно, о всех питомцах нашего аэроклуба, этих энтузиастах авиации, не рассказать. Достаточно заметить, что из наших воспитанников впоследствии становятся замечательные лётчики-истребители, лётчики-разведчики, лётчики бомбардировочной авиации, планеристы, парашютисты… Все они, когда это понадобится проявят чувство храбрости, находчивости и решительности. За годы своего существования наш аэроклуб произвёл 7 выпусков. Он дал хорошее, знающее основы авиационного дела, пополнение военно-воздушным силам Красной армии.
Десятки юношей, бывших токарей, слесарей, машинистов, аппаратчиков, учащихся школ и техникума Сталиногорска учатся в школах военных лётчиков. Двое из них – Кабанов, сменивший руль автомашины на штурвал самолёта, командовавший отрядом в клубе, а теперь – учащийся авиашколы имени В.П.Чкалова. Трегубов, управлявший паровозом на Сталиногорской железной дороге, теперь вместе с т.Кабановым учится в авиашколе. Оба они сдают экзамены. И мы за них спокойны – такие как Кабанов и Трегубов, не подкачают.
Сталиногорский аэроклуб продолжает растить пополнение для военно-воздушных сил РККА. Каждый пилот у нас совершает, кроме того, не менее одного прыжка с парашютом. В 1940 году мы уже сделали один выпуск. Все курсанты сдали экзамены на «отлично», и они направлены в военно-воздушные школы.
Сейчас готовится новый выпуск. Наш аэроклуб вступил в период комплектования новых курсантских групп. Командование аэроклуба призывает сталиногорскую молодёжь овладевать лётным делом. Для обучения молодёжи аэроклуб располагает подготовленными инструкторскими кадрами и материальной частью.
Молодёжь. Иди в авиацию, овладевай этим могущественным оружием!»
— «Сталиногорская правда», 10 октября 1940 года (предоставлено А. Малашкиным)
В октябре 1940 года и январе 1941 года снова объявлялся новый набор учлетов на 1941 год. Однако именно в 1940 году состоялся последний выпуск летчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Вероятно, к этому времени, такая форма обучения уже не соответствовала новым требованиям[2].
3-я военная школа первоначального обучения летчиков
В конце марта 1941 года из Москвы прибыл начальник 3-й военной школы первоначального обучения летчиков, которая должна была базироваться в Сталиногорске. В ее состав включались все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа[2].
С началом Великой Отечественной войны в сталиногорскую 3-ю военно-авиационную школу первоначального обучения направляли курсантов осваивать У-2 из других районов СССР[5]. По воспоминаниям бывшего курсанта Г. И. Панкова, «полеты немецкой авиации над аэродромом были постоянными, а ночью, в момент налетов, участились высадки десантных вооруженных групп в район аэродрома, химического комбината, Ясной Поляны, лесные массивы. Нести гарнизонную службу, вступать в открытое единоборство с разрозненными мелкими подразделениями и десантными группами приходилось и курсантам авиационной школы. Фашисты, оказавшись в окружении, добровольно в плен не сдавались, поэтому потери (раненые и убитые) были с обеих сторон»[15].
Приказ командира 47-й смешанной авиационной дивизии об отправке авиационных механиков в Сталиногорск, 15 сентября 1941.
ЦАМО, ф. 20111, оп. 1, д. 1, л. 275. Документ выявлен А. Улезько, предоставлен С. Митрофановым.
Ибресинская летная школа
В начале октября 1941 года[11], с приближением линии фронта к Сталиногорску, по инициативе начальника школы тренировочного обучения Гавриила Петровича Полытыкина 3-я военно-авиационная школа была перебазирована в поселок Ибреси Чувашской АССР[6]. С приближением фронта и прибытием в Сталиногорск 413-й стрелковой дивизии задержавшийся личный состав авиашколы был отправлен вдогонку своей авиации — в Чувашию[14].
Было подготовлено 4 летных поля: в Ибресях, в селах Климово и Чувашские Тимяши Ибресинского района и в д. Новые Шорданы Канашского района. Начальник авиашколы А. Ф. Белецкий особо отмечал помощь местных жителей: «Зимой с лопатами, санками на аэродром приходили дети и старики, чтобы очищать летное поле от снега»[13].
Позднее она стала известна как Ибресинская летная школа, где в 1943 году без ног заново учился летать Герой Советского Союза А. П. Маресьев, герой книги Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Многие сотрудники авиашколы, переехавшие из Сталиногорска, остались жить и работать в Ибреси после войны: Валуев, Лунев, Якушевич, Дергунов, Никифоров, Левьев, Синяков и другие. Из переписки с Г. П. Полытыкиным, который в 1960-е годы благодарил за письма в его адрес[6]:
Они мне напомнили о трех трудных для нашей Родины годах, когда я командовал летной школой в вашем поселке Ибреси. С тех пор минуло уже более полувека, а в памяти моей сохранились самые теплые воспоминания о вашей доброй и гостеприимной земле, о моей молодости, которая прошла под грохот Великой Отечественной войны.
Многие из воспитанников Сталиногорского аэроклуба в годы войны стали военными лётчиками, а 19 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза[12]:
По воспоминаниям бывшего инструктора Сталиногорского аэроклуба Андрея Павловича Быкова[2]:
Навсегда остались в моей памяти Оля Мещерякова, сначала парашютистка, а потом одна из первых девушек-курсанток аэроклуба, будущие Герои Советского Союза Николай Арчаков, Дмитрий Шаров и Василий Батяев. Кстати, Батяева я особенно помню не только потому, что учил его, и он стал Героем, но в первую очередь за его смелость, дерзость в небе, проявленную ещё при обучении.
После войны в Сталиногорске так и не открылся аэроклуб, но по старой памяти еще в гости прилетали коллеги (на фото).
Ла-5 Серпуховского летного отряда в Сталиногорском аэроклубе, 6 июля 1951 года.
Летчик-инструктор Скачков, командир отряда майор Труфанов и инструктор-навигатор Пав.Гр.
В начале 1950-х годов аэродромом в Сталиногорске активно интересовалось Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США. Согласно рассекреченному отчету 16 марта 1950 года на военном аэродроме находились 10 бипланов, ангар, различные постройки и топливохранилище.
Личный состав школы
Начальники:
Комиссары:
- Куренков Алексей Андреевич (13 мая 1931 — 17 марта 1932);
- Сазонов Дмитрий Николаевич (июль 1934 — март 1937);
- Меркулов Дмитрий Егорович (март 1937 — конец 1937?);
- н/д.
Первоначальный состав Бобриковской школы лётчиков Осоавиахима СССР:[14]
- Начальник школы — Чулошников Николай Александрович (с 1 декабря 1930 года и, как минимум, по середину апреля 1932 года).
- Политкомиссар — Куренков Алексей Андреевич (с 13 мая 1931 года и по 17 марта 1932 года).
- Начальник технической части школы — Шпильберг Михаил (с 17 января 1931 года).
- Лётчики-инструкторы — Густов П.С. (с 10 января 1932 года), Левченко Г.И. (с 26 августа 1931 года), Павленко В.Д. (с 26 августа 1931 года), Редько М.Е. (как минимум, с лета 1931 года и по 17 марта 1932 года), и Рогулин Л.И. (с 1931 года и по 17 марта 1932 года).
- Старший авиатехник — Селезнёв Александр (с 10 декабря 1930 года и по 26 марта 1932 года).
- Младший авиатехник — Макаров Дмитрий Сергеевич (с 5 февраля 1931 года и по 3 февраля 1932 года) и Кузнецов А.Я. (по состоянию на май 1931 года).
- Авиамотористы — Аббакумов Алексей Васильевич (с 6 марта 1931 года), Молчанов (с 19 января 1932 года), Ульянцев Николай Арефьевич (по состоянию на лето 1931 года), Чистов Константин Г. (с 15 февраля 1931 года) и Юрьев К.М. (с 1 февраля 1932 года).
- Инструктор по физкультуре — Елистратов С.И. (с 1 января по 1 марта 1932 года).
- Завхоз школы — командир запаса Саморуков Михаил Васильевич (с 25 января 1931 года).
- Заведующий мастерской — Карпов С.Г. (с 1 сентября 1931 года).
- Старший врач школы — Зарцалёв (до 7 апреля 1932 года).
- Фельдшер — Гнездилова (до 7 апреля 1932 года).
- Столяры — Мусинов И.С. (с 1931 года) и Татарников П.С. (с 1931 года).
- Машинистка-делопроизводитель — Медведева Вера Васильевна (с 31 января 1931 года).
- Повар — Крапивина.
- Посудомойка — Чуняк.
Выпускники сталиногорского аэроклуба за 1936-1939 гг (документы Центрального архива ДОСААФ)
Память
В апреле 2015 года в Новомосковской автомобильной школе ДОСААФ была открыта мемориальная доска памяти, посвящённая «80-летию Сталиногорского аэроклуба Осовиахим»[8][9].
См. также:
- Планируя над небом // Новомосковская правда. — 2019. — 8 июня. (архивная копия от 08.06.2019) — В этом году отмечается 85 лет со дня открытия в Сталиногорске аэроклуба системы ДОСААФ. Сейчас идет сбор материалов для книги, посвященной этому событию. Но история покорения неба над нашим городом началась двумя годами ранее, когда была укомплектована Бобриковская школа летчиков-планеристов. С архивом нашей газеты, которая, конечно же, рассказывала об этом, поработал новомосковский краевед Алексей Малашкин, и сегодня мы представляем публикации о планерной школе.
- Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)
- Летчики-истребители Дмитрий Шаров и Иван Мальцев, выпускники Сталиногорского аэроклуба, на Московском проспекте в послевоенном Сталиногорске (фото).
[2] Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)
[10] Для примера приведем текст обвинения, по которому был арестован начальник сталиногорского аэроклуба Редько:
В гор. Сталиногорске быв. начальник аэроклуба Редько, ныне арестован органами НКВД, занимался вредительскими действиями, выводил из строя материальную часть, нарушая летную инструкцию; аппарат Аэроклуба засорен чуждыми людьми, скрывал целый ряд аварий-происшествий, занимался злоупотреблением и разбазариванием оборонных средств.
После изъятия органами НКВД врагов в аэроклубе все еще имело место ряд вредительских диверсионных актов. Было выпущено из маслогрейки 80 кгр. авиационного масла. В масле были обнаружены тряпки. 21 мая — в цилиндре самолета № 21 было обнаружено два куска железа, которые были вложены вражеской рукой.
Сталиногорский аэроклуб должен обучить в 1939 году летчиков 204 человека, обучается 77 человек; техников 60, обучается 60 человек.
/Бурцев/
— ГАТО. Ф. 177. Оп. 3. Д. 74а. Кор. 30. Л. 24. Выдержка из документа за 1938 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.
В марте 1937 года вместо репрессированного Д. Н. Сазонова комиссаром аэроклуба был назначен Дмитрий Егорович Меркулов, ранее снятый с должности секретаря партийной организации и старшего инструктора организационного отдела Горсовета за то, что якобы проглядел врагов.
[11] Польшина А. В. История Сталиногорского аэроклуба // Наследие и стратегия развития Тульской области: материалы VI областных краеведческих чтений, посвящённых Году культуры в России: Новомосковск, 28-31 октября 2014 г. — Тула: Гриф и К, 2015. — С. 192. — 315 с.
[12] Список уточнен в 2020 году А. В. Польшиной и В. Ю. Шулковским, и отличается от ранее приводимых сведений в источниках [1], [7] и [11].
[16] Фарбер А. Авария самолета аэроклуба // Сталиногорский пролетарий, № 205 (1223), 4 сентября 1935.
[17] Винокуров. Первый выпуск пилотов аэроклуба // Сталиногорский пролетарий. – 1935. – 24 декабря. – С. 4.
|