Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 95%

Новые фотографии и иллюстрации:

Статьи

Главная » Статьи » Вторая Москва

Сталиногорский аэроклуб

«Молодежь — на самолеты!». Такой клич был брошен в начале 1930-х годов в связи с тем, что в СССР бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров». Восполнить этот пробел и было поручено ОСОАВИАХИМУ через сеть аэроклубов. Причем первичную подготовку лётных кадров было решено осуществлять без отрыва от работы и учебы в любых учебных заведениях.

Сталиногорский аэроклуб, учебное заведение ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов в г. Сталиногорске Московской области. Его предшественником стала школа планеристов, открытая 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе Сталиногорска по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины[1].

 


Сталиногорский аэроклуб, 24 июля 1936 года. На заднем плане — учебный самолет У-2. 

Бобриковская школа летчиков в Богородицке

Первоначальное наименование: Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР. Решение о создании школы принято Московским областным советом Осоавиахима СССР и РСФСР не позднее 1 декабря 1930 года в городе Бобрики («Бобрики, северный участок»; с 1933 года — Сталиногорск, а с 1961 года — Новомосковск) Узловского района Московской области (ныне в составе Тульской области). Однако фактически первые 3 года школа работала в г. Богородицке («согласно распоряжению ЦС и Авиаотдела Мособлосоавихима, концентрация Бобриковской школы летчиков в г. Богородицке является как исключительная мера»)[14].

Первым начальником школы назначен старший летчик Николай Александрович Чулошников, выпускник 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима. C 15 февраля 1931 года шефом школы являлся «комсомол Бобриковского строительства»[14].

 


1) Н. А. Чулошников (из газеты «Даёшь комбайн!» (Саратов) // № 15 за 1 августа 1933 года);
2) Приказ № 1 по Бобриковской школе летчиков от 2 декабря 1930.
Источник: Юрий Ржевцев

 

Матчасть в распоряжение школы поступила к 25 февраля 1931 года с авиазаводов «№ 23, № 125 и 126». Первая группа курсантов — с 5 марта 1931 года (всего — 15 человек учлётов, в том числе две девушки), а вторая — с 7 марта 1931 года (всего — 21 человек учлетов, в том числе одна девушка)[14].

С 7 марта 1931 года обязанности старшина учлетов первого набора были возложены на учлета из числа военнослужащих запаса Виктора Светлова, но ко второй половине июля 1931 года — учлет из первой группы курсантов Никита Федонов (и он же — комсорг школы)[14].

Первый набор по курсу подготовки авиамотористов — с 18 мая 1931 года. Всего 35 человек курсантов[14].

В небо без отрыва от производства

Наконец, в июле 1934 года сбылась мечта летать на настоящих самолетах и в самом Сталиногорске: школа планеристов была преобразована в Сталиногорский аэроклуб, который имел особую притягательную силу для молодежи. Начальником назначен Михаил Евдокимович Редько, а начальником боевой и политической подготовки стал Дмитрий Николаевич Сазонов. Первоначально обучение осуществлялось на двух самолётах У-2 (поступили в 1935 году) и трех планерах[1]. Для них в Заводской части города был сооружен ангар, барак на улице Обороны, прибыло четверо летчиков-инструкторов: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков и Гончаров[2].

 

 
1) М. Е. Редько; 2) Д. Н. Сазонов; 3) Ф. А. Лис
Источники: 1) «Сталиногорский пролетарий» 12.08.1935, предоставлено А. Малашкиным;
2 и3) из экспозиции Новомосковского историко-художественного музея

 

Аэроклуб стал называться Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа им. Героя Советского Союза М. Бабушкина, в честь героя-челюскинца, который в свое время побывал в Сталиногорске[1].

В 1930-х годах также была открыта планерная школа в Узловой, которая стала филиалом Сталиногорского аэроклуба[3]. Филиал аэроклуба был открыт и в Бобрик-Донском[1]. К декабрю 1936 года были созданы Ефремовский аэроклуб, филиалы Тульского аэроклуба в городах Алексине и Щекино и на Новотульском металлургическом комбинате[4].

В 1934 году был произведен первый набор курсантов (21 человек) в Сталиногорске. Набирали лучших производственников, ударников труда, успешно овладевших техникой. Занятия проходили без отрыва от производства[1]. В течение двух лет курсанты изучали правила полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. Налет должен был оставлять 50 часов за каждый год учебы. Самые лучшие выпускники через военкоматы направлялись в военно-летные училища, где учеба продолжалась еще два года. При этом обучение в аэроклубе шло в зачет службы в армии, выпускники при всех обстоятельствах освобождались от призыва[2].

В то время требования к курсантам аэроклуба предъявлялись такие, как теперь к космонавтам. Ведь в курсантах виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье требовалось, но и особо прочная нервная система, и бесстрашие, и отменный вестибулярный аппарат, и стопроцентное зрение.

 


Медработник Сталиногорского аэроклуба проводит предполетный медосмотр парашютистов, 1930-е годы. 

 

«Сталиногорский аэроклуб объявляет набор в школу аэроклуба на пилотов и авиатехников. Срок подачи заявлений до 15 августа 1938 г. Мандатная и медицинская комиссии будут работать с 4 августа до 18 часов.»

«Сталиногорская правда», 4 августа 1938

Аэроклуб быстро развивался, его популярность в Сталиногорске и районе росла, и следующий набор составил уже 40 человек[2].

В 1938 году, в период сталинских репрессий, «врагами народа» были объявлены начальник Сталиногорского аэроклуба Редько и начальник летной части Швецов[10]. Неизвестно, в чем именно заключалась их «вражеская деятельность», а спрашивать об этом тогда не полагалось. Однако, деятельность самого клуба продолжилась[2]. С 1938 по 1939 год комендантом аэроклуба был бывший выпускник, летчик-инструктор, Герой Российской Федерации Б. И. Карасёв.

 


Инструкторы Сталиногорского аэроклуба, вторая половина 1930-х годов.
Справа налево: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков, Гончаров.

 

К 1939 году в аэроклубе насчитывалось около 40 самолетов У-2, ежегодно выпускалось до ста летчиков. Из бывших планеристов готовили новых инструкторов, среди которых были: А. П. Быков, С. А. Колосов, Ф. А. Дронов, Н. И. Арчаков, Н. Н. Гончаров, В. П. Кабанов, И. М. Наумов, Нина Кузьмина. Среди курсантов были и девушки. Кроме первого аэродрома, в районе бывшей шахты № 28 было организовано второе лётное поле[2].

В 1940 году состоялся последний выпуск летчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Вероятно, к этому времени, такая форма обучения уже не соответствовала новым требованиям[2].

3-я военная школа первоначального обучения летчиков

В конце марта 1941 года из Москвы прибыл начальник 3-й военной школы первоначального обучения летчиков, которая должна была базироваться в Сталиногорске. В ее состав включались все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа[2].

С началом Великой Отечественной войны в сталиногорскую 3-ю военно-авиационную школу первоначального обучения направляли курсантов осваивать У-2 из других районов СССР[5]. По воспоминаниям бывшего курсанта Г. И. Панкова, «полеты немецкой авиации над аэродромом были постоянными, а ночью, в момент налетов, участились высадки десантных вооруженных групп в район аэродрома, химического комбината, Ясной Поляны, лесные массивы. Нести гарнизонную службу, вступать в открытое единоборство с разрозненными мелкими подразделениями и десантными группами приходилось и курсантам авиационной школы. Фашисты, оказавшись в окружении, добровольно в плен не сдавались, поэтому потери (раненые и убитые) были с обеих сторон»[15].

 

 
Приказ командира 47-й смешанной авиационной дивизии об отправке авиационных механиков в Сталиногорск, 15 сентября 1941.
ЦАМО, ф. 20111, оп. 1, д. 1, л. 275. Документ выявлен А. Улезько, предоставлен С. Митрофановым.

Ибресинская летная школа

В начале октября 1941 года[11], с приближением линии фронта к Сталиногорску, по инициативе начальника школы тренировочного обучения Гавриила Петровича Полытыкина 3-я военно-авиационная школа была перебазирована в поселок Ибреси Чувашской АССР[6]. С приближением фронта и прибытием в Сталиногорск 413-й стрелковой дивизии задержавшийся личный состав авиашколы был отправлен вдогонку своей авиации — в Чувашию[14].

Было подготовлено 4 летных поля: в Ибресях, в селах Климово и Чувашские Тимяши Ибресинского района и в д. Новые Шорданы Канашского района. Начальник авиашколы А. Ф. Белецкий особо отмечал помощь местных жителей: «Зимой с лопатами, санками на аэродром приходили дети и старики, чтобы очищать летное поле от снега»[13].

Позднее она стала известна как Ибресинская летная школа, где в 1943 году без ног заново учился летать Герой Советского Союза А. П. Маресьев, герой книги Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Многие сотрудники авиашколы, переехавшие из Сталиногорска, остались жить и работать в Ибреси после войны: Валуев, Лунев, Якушевич, Дергунов, Никифоров, Левьев, Синяков и другие. Из переписки с Г. П. Полытыкиным, который в 1960-е годы благодарил за письма в его адрес[6]:

Они мне напомнили о трех трудных для нашей Родины годах, когда я командовал летной школой в вашем поселке Ибреси. С тех пор минуло уже более полувека, а в памяти моей сохранились самые теплые воспоминания о вашей доброй и гостеприимной земле, о моей молодости, которая прошла под грохот Великой Отечественной войны.

Многие из воспитанников Сталиногорского аэроклуба в годы войны стали военными лётчиками, а 16[7] из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в их числе[1][11]:

  1. Николай Иванович Арчаков;
  2. Василий Сергеевич Батяев;
  3. Сергей Тимофеевич Вагин;
  4. Борис Иванович Карасёв (Герой Российской Федерации);
  5. Александр Алексеевич Карпов;
  6. Николай Гаврилович Кудрявцев;
  7. Николай Алексеевич Луньков;
  8. Иван Александрович Мальцев;
  9. Николай Прокофьевич Мирошниченко[12];
  10. Николай Тихонович Полукаров;
  11. Григорий Павлович Полуянов;
  12. Николай Михайлович Трегубов;
  13. Константин Михайлович Трещёв;
  14. Василий Константинович Фалин;
  15. Иван Павлович Чечулин[12];
  16. Дмитрий Михайлович Шаров.

По воспоминаниям бывшего инструктора Сталиногорского аэроклуба Андрея Павловича Быкова[2]:

Навсегда остались в моей памяти Оля Мещерякова, сначала парашютистка, а потом одна из первых девушек-курсанток аэроклуба, будущие Герои Советского Союза Николай Арчаков, Дмитрий Шаров и Василий Батяев. Кстати, Батяева я особенно помню не только потому, что учил его, и он стал Героем, но в первую очередь за его смелость, дерзость в небе, проявленную ещё при обучении.

После войны в Сталиногорске так и не открылся аэроклуб, но по старой памяти еще в гости прилетали коллеги (на фото).


Ла-5 Серпуховского летного отряда в Сталиногорском аэроклубе, 6 июля 1951 года.
Летчик-инструктор Скачков, командир отряда майор Труфанов и инструктор-навигатор Пав.Гр.

 

В начале 1950-х годов аэродромом в Сталиногорске активно интересовалось Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США. Согласно рассекреченному отчету 16 марта 1950 года на военном аэродроме находились 10 бипланов, ангар, различные постройки и топливохранилище.

Личный состав школы

Начальники:

Комиссары:

  • Куренков Алексей Андреевич (13 мая 1931 — 17 марта 1932);
  • Сазонов Дмитрий Николаевич (июль 1934 — март 1937);
  • Меркулов Дмитрий Егорович (март 1937 — конец 1937?);
  • н/д.

Первоначальный состав Бобриковской школы лётчиков Осоавиахима СССР:[14]

  • Начальник школы — Чулошников Николай Александрович (с 1 декабря 1930 года и, как минимум, по середину апреля 1932 года).
  • Политкомиссар — Куренков Алексей Андреевич (с 13 мая 1931 года и по 17 марта 1932 года).
  • Начальник технической части школы — Шпильберг Михаил (с 17 января 1931 года).
  • Лётчики-инструкторы — Густов П.С. (с 10 января 1932 года), Левченко Г.И. (с 26 августа 1931 года), Павленко В.Д. (с 26 августа 1931 года), Редько М.Е. (как минимум, с лета 1931 года и по 17 марта 1932 года), и Рогулин Л.И. (с 1931 года и по 17 марта 1932 года).
  • Старший авиатехник — Селезнёв Александр (с 10 декабря 1930 года и по 26 марта 1932 года).
  • Младший авиатехник — Макаров Дмитрий Сергеевич (с 5 февраля 1931 года и по 3 февраля 1932 года) и Кузнецов А.Я. (по состоянию на май 1931 года).
  • Авиамотористы — Аббакумов Алексей Васильевич (с 6 марта 1931 года), Молчанов (с 19 января 1932 года), Ульянцев Николай Арефьевич (по состоянию на лето 1931 года), Чистов Константин Г. (с 15 февраля 1931 года) и Юрьев К.М. (с 1 февраля 1932 года).
  • Инструктор по физкультуре — Елистратов С.И. (с 1 января по 1 марта 1932 года).
  • Завхоз школы — командир запаса Саморуков Михаил Васильевич (с 25 января 1931 года).
  • Заведующий мастерской — Карпов С.Г. (с 1 сентября 1931 года).
  • Старший врач школы — Зарцалёв (до 7 апреля 1932 года).
  • Фельдшер — Гнездилова (до 7 апреля 1932 года).
  • Столяры — Мусинов И.С. (с 1931 года) и Татарников П.С. (с 1931 года).
  • Машинистка-делопроизводитель — Медведева Вера Васильевна (с 31 января 1931 года).
  • Повар — Крапивина.
  • Посудомойка — Чуняк.

Выпускники сталиногорского аэроклуба за 1936-1939 гг (документы Центрального архива ДОСААФ)

Память

В апреле 2015 года в Новомосковской автомобильной школе ДОСААФ была открыта мемориальная доска памяти, посвящённая «80-летию Сталиногорского аэроклуба Осовиахим»[8][9].

См. также:

  • Планируя над небом // Новомосковская правда. — 2019. — 8 июня. (архивная копия от 08.06.2019) — В этом году отмечается 85 лет со дня открытия в Сталиногорске аэроклуба системы ДОСААФ. Сейчас идет сбор материалов для книги, посвященной этому событию. Но история покорения неба над нашим городом началась двумя годами ранее, когда была укомплектована Бобриковская школа летчиков-планеристов. С архивом нашей газеты, которая, конечно же, рассказывала об этом, поработал новомосковский краевед Алексей Малашкин, и сегодня мы представляем публикации о планерной школе.
  • Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)
  • Летчики-истребители Дмитрий Шаров и Иван Мальцев, выпускники Сталиногорского аэроклуба, на Московском проспекте в послевоенном Сталиногорске (фото).

[2] Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)

[4] Хорев А. Глава 12. Красная Узловая — часть 1 / Узловая, опалённая войной. — Узловая, 2008.

[5] Панов Е. Казанские «спецы» // «Время и деньги», 18.05.2010. (архивная копия от 09.03.2017)

[6] По следам настоящего человека // Ибресинская районная газета «Сентерушен» («За победу»), 21.05.2011.

[8] 80-летие Сталиногорского аэроклуба Осовиахим // Официальный сайт муниципального образования г.Новомосковск, 24.04.2015.

[9] Подвигу защитников Родины жить в веках // Официальный сайт ДОСААФ России, 30.04.2015.

[10] Для примера приведем текст обвинения, по которому был арестован начальник сталиногорского аэроклуба Редько:

В гор. Сталиногорске быв. начальник аэроклуба Редько, ныне арестован органами НКВД, занимался вредительскими действиями, выводил из строя материальную часть, нарушая летную инструкцию; аппарат Аэроклуба засорен чуждыми людьми, скрывал целый ряд аварий-происшествий, занимался злоупотреблением и разбазариванием оборонных средств.

После изъятия органами НКВД врагов в аэроклубе все еще имело место ряд вредительских диверсионных актов. Было выпущено из маслогрейки 80 кгр. авиационного масла. В масле были обнаружены тряпки. 21 мая — в цилиндре самолета № 21 было обнаружено два куска железа, которые были вложены вражеской рукой.

Сталиногорский аэроклуб должен обучить в 1939 году летчиков 204 человека, обучается 77 человек; техников 60, обучается 60 человек.

/Бурцев/

— ГАТО. Ф. 177. Оп. 3. Д. 74а. Кор. 30. Л. 24. Выдержка из документа за 1938 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.

В марте 1937 года вместо репрессированного Д. Н. Сазонова комиссаром аэроклуба был назначен Дмитрий Егорович Меркулов, ранее снятый с должности секретаря партийной организации и старшего инструктора организационного отдела Горсовета за то, что якобы проглядел врагов.

[11] Польшина А. В. История Сталиногорского аэроклуба // Наследие и стратегия развития Тульской области: материалы VI областных краеведческих чтений, посвящённых Году культуры в России: Новомосковск, 28-31 октября 2014 г. — Тула: Гриф и К, 2015. — С. 192. — 315 с.

[12] Сведения об обучении в Сталиногорском аэроклубе будущих Героев Советского Союза Н. П. Мирошниченко и И. П. Чечулина, приведенные в [11] не стыкуются с фактами их довоенной биографии: Мирошниченко проживал в Киргизии, где и окончил Фрунзенский коммунально-строительный техникум и аэроклуб; Чечулин — уроженец Каменского района Свердловской области, учился в техникуме в г. Кемерово, работал на азотно-туковом заводе (ныне ОАО «Химпром»). Таким образом, есть основания полагать, что выпускников, ставших впоследствии Героями Советского Союза и Российской Федерации — 14; либо имена еще двух не установлены.

[13] Абрамов А. Деревенька моя // Советская Чувашия, 5 сентября 2013.

[14] Юрий Ржевцев. Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР // Героико-патриотический Форум России, 10 февраля 2018. По документам Центрального архива ДОСААФ России (ГАРФ).

[15] «75 лет – 75 встреч». Встреча пятнадцатая. Панков Григорий Иванович // Ростовский государственный медицинский университет, 17 октября 2019.

Категория: Вторая Москва | Добавил: Редактор (08.06.2019) | Версия для печати
Просмотров: 2847 | Теги: 1934 год, ДОСААФ, Сталиногорский аэроклуб

Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Ваш комментарий будет первым:
avatar
для детей старше 12 лет
Поиск
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
Комментарии
Насколько известно, они хранятся в ЦАМО. Проверьте на "Памяти народа", возможно, их оцифровали и по ним доступен поиск.
Также подобны...

Здравствуйте!
Ваш запрос передан командиру п/о "Штурм" ...

Добрый день, а списки солдат побатальонно или поротно 388 полка можно взять только в ЦАМО?  Или они где-то опубликованы? Оказывается прадед в 388 сп в...

Фамилия
Будачов
Имя
Шариф
Отчество
Гариб-оглы
Дата рождения/Возраст
__.__.1918
Место рождения ...

Извините там в место Бешеных должен быть Лешиных. Телефон всегда подводит меня неправильно исправляя

Теги
1942 год химкомбинат Пырьев 1950-е годы советские мемуары Советская площадь Мартиросян 18 ноября 1941 интервью Новомосковский музей 1930-е годы 21 ноября 1941 27 ноября 1941 24 ноября 1941 239-я стрелковая дивизия Сталиногорская правда Соцгород 1941 год ЦАМО наградные листы комиссары 25 ноября 1941 Сталиногорск-2 Малашкин кавалеры ордена Красного Знамени РГАКФД комсостав медицинские работники кавалеры ордена Красной Звезды ул. Московская Сталиногорцы Яковлев Nara аэрофотосъемка награжденные медалью «За отвагу» 1943 год связисты 26 ноября 1941 19 ноября 1941 немецкое фото 17 ноября 1941 советские карты 16 ноября 1941 20 ноября 1941 108-я танковая дивизия 22 ноября 1941 23 ноября 1941 пехота Рафалович ПНИУИ советские документы Коммунар Головко немецкие преступления артиллеристы 112-я пехотная дивизия ноябрь 1941 года декабрь 1941 года 41-я кавалерийская дивизия нквд митрофанов 28 ноября 1941 180-й полк НКВД исследования Чумичев Документальная проза сталиногорское подполье 12 декабря 1941 Мелихов 336-й артиллерийский дивизион 330-я стрелковая дивизия Донская газета ул. Комсомольская Связь времен Гато июль 1941 года октябрь 1941 года Новомосковская правда Корчук 30 ноября 1941 10 декабря 1941 Шенцов 1940-е годы братская могила 4-я танковая дивизия 167-я пехотная дивизия 11 декабря 1941 Владимиров 2-я гвардейская кавдивизия 13 декабря 1941 29-я мотопехотная дивизия немецкие документы Память предатели 9 декабря 1941 328-я стрелковая дивизия 1945 год РГВА Белова 172-я стрелковая дивизия
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0