Михаил Евдокимович Редько (6 ноября 1908 — ?) — советский офицер, летчик. В 1935-1939 годах — начальник Сталиногорского аэроклуба. Во время Великой Отечественной войны работал начальником аэродрома 3-й отдельной авиационной дивизии связи Гражданского воздушного флота (ГВФ). Капитан ВВС. В послевоенные годы — начальник отдела перевозок аэропорта ГВФ в Адлере.
Биография
Родился 6 ноября 1908 года в Новороссийске в семье рабочего. Украинец[1][3]. Окончил в Новороссийске 7 классов средней школы[1].
Затем в 1922-1926 годах обучался на столяра в фабрично-заводском училище (ФЗУ) при железнодорожно-вагонных мастерских в Новороссийске. После окончания ФЗУ два года работал по специальности в вагонных мастерских. В 1928 году вступил в комсомол[12].
С января 1929 по ноябрь 1939 года и с 9 июля 1941 по 27 июня 1946 года — в рядах Красной армии[1][2]. В декабре 1929 года окончил 3-ю объединенную школу летчиков и авиатехников в Вольске[1][12] (ныне Вольский военный институт материального обеспечения), а затем в декабре 1931 года — 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в Оренбурге[1][3][12]. Член ВКП(б) с мая 1930 года[12].
Курсанты и инструкторы 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей в Оренбурге, 1930 год.
Источник: архив генерал-полковника авиации Ивана Михайловича Соколова, photo-war.com
В Сталиногорском аэроклубе им. Бабушкина
С августа 1931 года работал летчиком-инструктором в Бобриковской школе летчиков (будущий Сталиногорский аэроклуб), которая первоначально размещалась в Богородицке. Затем в 1932-1934 годах был начальником летной части в школе летчиков в Туле. В октябре 1934 года вернулся в Сталиногорский аэроклуб начальником летной части, а с октября 1935 года стал начальником Сталиногорского аэроклуба[12]. По состоянию на август 1935 года, имел свыше 1000 часов налета, совершил более 5000 посадок[3].
Курсанты и руководство Сталиногорского аэроклуба, 1930-е годы. На заднем плане — ангар с учебным самолетом У-2
В 1935 году принимал участие во Всесоюзном перелете легких спортивных машин[3]. Старт мероприятию был дан 1 сентября 1935 года на Тушинском аэродроме (Москва):
М. Е. Редько. «Сталиногорский пролетарий» от 12.08.1935, предоставлено А. Малашкиным
«29 августа 1935 года, получив топографические карты на 45 листах, мы начали готовиться к перелёту. План работы экипажа построили так: Редько подготавливает карту полёта, Кузнецов готовит материальную часть машины. В 23 часа экипажи ужинают. В 24 часа – отбой. И сон до 8 утра. С 8 утра снова кипит работа. К 28 августа 1935 года собрались почти все машины. Их почти 24 штуки. Есть очень интересные конструкции с мотором М-11, развивающие скорость до 220 км/час.
Мы уверены в себе, в материальной части нашего самолёта. Твердо рассчитываем, что задача, которая перед нами поставлена, будет выполнена. Нашему самолёту присвоен порядковый номер 6. Машина отрегулирована, поставлен дополнительный бензиновый бак. 30 августа 1935 года окончательный осмотр и заправка. 31 августа окончательная подготовка экипажей и отдых.
1 сентября 1935 года в 4 часа 30 минут старт на Горький. Чувствуем себя прекрасно.
Привет сталиногорцам!
Летчик М. Редько,
авиамеханик И. Кузнецов»[7]
Намеченная дистанция была успешно преодолена, и 9 сентября 1935 года на этом же Тушинском аэродроме состоялся финиш Всесоюзного перелета. Участники этого мероприятия сталиногорцы М. Е. Редько и И. Кузнецов получили памятные значки участников перелета. Вскоре М. Е. Редько был назначен начальником Сталиногорского аэроклуба имени Бабушкина.
Немецкая аэрофотосъемка аэродрома на Урванке, 2 августа 1943 года
30 октября 1935 года начальник аэроклуба М. Е. Редько, начальник технической части Бухальский и начальник планерной школы Сегальков пилотировали из Москвы на аэродром Урванка первый Сталиногорский аэропоезд. «Погода не благоприятствовала полету: все время шел дождь, но экипаж отлично справился с возложенной на него задачей», отмечалось в газетной заметке «Сталиногорского пролетария»[8].
В 1935 году также окончил Курсы усовершенствования комсостава[1].
Сталиногорский аэроклуб, 24 июля 1936 года. На заднем плане — учебный самолет У-2
Комиссар Сталиногорского аэроклуба Дмитрий Меркулов, радист Серафим Иванов, летчик Михаил Бабушкин, начальник Сталиногорского аэроклуба Михаил Редько и сотрудник аэроклуба 19 июля 1937 года на аэродроме аэроклуба.
Фото: предположительно Н. А. Рафалович
В период сталинских репрессий
В июле 1938 году, в период сталинских репрессий, начальник Сталиногорского аэроклуба М. Е. Редько и начальник летной части Швецов были объявлены «врагами народа». Согласно отчету тульской партийной организации:
«В гор. Сталиногорске быв. начальник аэроклуба Редько, ныне арестован органами НКВД, занимался вредительскими действиями, выводил из строя материальную часть, нарушая летную инструкцию; аппарат Аэроклуба засорен чуждыми людьми, скрывал целый ряд аварий-происшествий, занимался злоупотреблением и разбазариванием оборонных средств.
После изъятия органами НКВД врагов в аэроклубе все еще имело место ряд вредительских диверсионных актов. Было выпущено из маслогрейки 80 кгр. авиационного масла. В масле были обнаружены тряпки. 21 мая — в цилиндре самолета № 21 было обнаружено два куска железа, которые были вложены вражеской рукой.
Сталиногорский аэроклуб должен обучить в 1939 году летчиков 204 человека, обучается 77 человек; техников 60, обучается 60 человек.
/Бурцев/»[5]
27 июля 1938 года Тульским обкомом ВКП(б) было утверждено решение бюро Сталиногорского ГК ВКП(б):
«Решение бюро Сталиногорского ГК ВКП(б): о начальнике Сталиногорского аэроклуба им. Бабушкина т.Редько М.Е.
О Редько (докладывает секретарь п/к тов. Морозов, Редько на бюро ГК не присутствует, арестован органами НКВД).
Редько Михаил Евдокимович, год рождения 1908, член ВКП(б) с 1930 года, п/б №0083672, последнее место работы — начальник аэроклуба имени Бабушкина.
Решением собрания парторганизации от 15.07.1938 года протокол № 7, исключён из ВКП(б) как враг народа, арестован органами НКВД.
Утвердить решение парторганизации, Редько Михаила Ефимовича из членов ВКП(б) исключить, как врага народа, арестованного органами НКВД»[6].
Однако позднее Тульский обком ВКП(б) отменил свое решение:
«Проверкой Обкома ВКП(б) установлено, что Редько находился под следствием в органах НКВД. В настоящее время освобожден за прекращением дела.
Отменить ранее вынесенное решение Обкома ВКП(б) от 27.07.1938 года. Редько М.Е. членом ВКП(б) восстановить.
Предложить Сталиногорскому ГК ВКП(б) оформить выдачу партдокументов т. Редько М.Е.
Секретарь Тульского Обкома ВКП(б) Жаворонков»[6].
Таким образом, в октябре 1939 года М. Е. Редько был восстановлен в ВКП(б), продолжая работать начальником Сталиногорского аэроклуба.
В декабре 1939 года назначен начальником аэропорта в Великих Луках Калининской области, затем с февраля 1941 года — начальник аэропорта Гражданского воздушного флота (ГВФ) в Минске[12].
В годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны лейтенант М. Е. Редько вновь зачислен в Красную армию по приказу НКО СССР № 0047 от 9 июля 1941 года[2]. Направлен в 3-ю отдельную авиационную дивизию связи ГВФ[2].
3-я отдельная авиационная дивизия связи Гражданского воздушного флота (ГВФ) была преобразована из Особой авиационной группы связи ГВФ 10 декабря 1942 года на основании Директивы Генерального Штаба №341275 на аэродроме Мячково (Раменский район Московской области). Выполняя специальные задания Генерального штаба, Главного Управления связи Красной Армии лётчики дивизии вылетали на связь и доставку офицеров связи и генералов в Тбилиси, Краснодар, Армавир, Вайнори-Баден, Баку, Кропоткин, Коренево, Махачкалу, Майкоп, Новочеркасск, Темрюк, Минеральные воды, Россошь, Ростов-на-Дону, Сальск, Ставрополь, Старый Оскол, в районы осажденного Сталинграда и блокадного Ленинграда, на Брянский, Центральный, 1-й Украинский, 2-й Украинский, 3-й Украинский, 4-й Украинский, 2-го Белорусский, 3-й Белорусский и 1-й Прибалтийский фронты. Также летчики дивизии выполняли задания Военно-Санитарного управления Красной Армии по доставке консервированной крови, медикаментов и по эвакуации раненых бойцов и командиров[11].
М. Е. Редько работал комендантом 883-го батальона аэродромного обслуживания (883 БАО) этой дивизии, начальником маскировочной службы разведывательного авиационного отряда (РАО), начальником особой авиационной группы связи ГВФ (Москва)[1][2][12]. 14 августа 1943 года присвоено звание старшего лейтенанта[1].
23 апреля 1944 года комендант аэродрома 3-й отдельной авиационной дивизии связи ГВФ старший лейтенант М. Е. Редько награжден орденом Красной Звезды. Командир 883 БАО майор Балашов отмечал в его наградном листе:[2]
«Инициативный и предприимчивый с большим практическим стажем работы по эксплуатации летных полей. Умело руководит подчиненным составом. Дисциплинированный и требовательный командир, обладает организаторскими навыками и способностями. Проявляет заботу о подчиненных, сочетая ее с высокой требовательностью.
Комендант аэродрома ст. лейтенант тов. Редько затратил много труда и энергии, не считаясь со временем, умелой организацией и личным участием обеспечил возможность эксплуатации на полевом аэродроме скоростных и тяжелых самолетов, чем способствовал успешному выполнению боевых заданий командования Красной Армии.
В зимний период времени, тов. Редько обеспечил бесперебойную работу самолето-моторного парка всех типов на колесах».
Всего за годы войны награжден орденом Красной Звезды (23 апреля 1944), медалями «За боевые заслуги» (3 ноября 1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (9 мая 1945), «За оборону Москвы» (1944)[1][12].
Послевоенные годы
1940-е годы
27 июня 1946 года капитан М. Е. Редько уволился из Военно-воздушных сил РККА. Проживал в Сочи Краснодарского края, работал помощником начальника по перевозкам, начальником городского агентства Главного управления гражданского воздушного флота, начальником отдела перевозок аэропорта в Адлере[1][12] (ныне Международный аэропорт Сочи). По состоянию на 1954 год также работал там же в той же должности[12].
Дальнейшая судьба неизвестна.
Семья
Отец Евдоким был рабочим-сцепщиком, с 1912 года — инвалид, пенсионер[12].
Жена — Клавдия Петровна Редько (Земцева), родилась в 1913 году[1] в Костроме[9]. С 20 сентября 1942 года как вольнонаемная вступила в Красную армию и служила в той же 3-й отдельной авиадивизии связи ГВФ, где и ее муж. Кавалер ордена Красной Звезды (30 сентября 1945)[10].
Заглавное фото: М. Е. Редько, не позднее 1936 года. РГАСПИ.
С дополнениями за сентябрь 2023.
[5] ГАТО, ф. 177, оп. 3, д. 74а, л. 24. Выдержка из документа за 1938 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.
[6] ГАТО. Решения Тульского обкома ВКП(б). Текст документа предоставлен Ю. Шакировым.
[11] История гражданской авиации СССР / под редакцией Б. П. Бугаева. — М.: Воздушный транспорт, 1983. — С. 119, 142. — 376 с.
[12] Регистрационный бланк члена ВКП(б) на партийный билет № 03512511 от 10.05.1954. РГАСПИ.
|