Никита Егорович[1] Дёмкин (1874 — 25 сентября 1941) — рабочий-каменщик, один из первых строителей Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината. Один из шести кавалеров ордена Ленина (22 декабря 1933) за выдающиеся заслуги по строительству промышленных объектов г. Сталиногорска.
Погиб при немецкой бомбардировке химкомбината 25 сентября 1941 года.
На строительстве Сталиногорска
В конце лета 1929 года приехал с сыном в поселок Бобрики (ныне город Новомосковск Тульской области)[2][3]. По собственным воспоминаниям, «в чистом поле были свалены несколько сот кубометров камня, кругом рос бурьян. По нашей специальности работы еще не было». По-началу прораб поручил Никите Егоровичу косить бурьян и траву на площадке под фундамент нового корпуса, однако уже через несколько дней его назначили старшим каменщиком, и он стал работать по специальности[3].
Вместе со своей бригадой Н. Е. Дёмкин работал на южном участке строительства химического комбината, клал печи бараков, стены цехов. Стал известен тем, что в его бригаде давали рекордно высокие нормы кладки кирпича — выполняли план не меньше чем на 150 %: в частности, сын давал 160—170 %, а сам Никита Егорович — не менее двух норм кладки кирпича[2].
По воспоминаниям Н. Е. Дёмкина, к 1930 году на южном участке уже было выстроено 5 корпусов, и его перевели на северный участок, где приступили к строительству химкомбината[3]. 20 мая 1930 года был удостоен высокой чести заложить первый кирпич на строительстве химкомбината. В начале 1930-х годов вступил в ВКП(б)[2].
В 1933 году за свой ударный труд был награждён орденом Ленина[4], кроме того 15 раз премирован[5]. Входил в состав делегации, направленной в Москву к народному комиссару тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе по случаю ввода в эксплуатацию первой очереди химического комбината. Отмечается, что, пожав всем руки, нарком заговорил в первую очередь со старшим по возрасту — Н. Е. Дёмкиным, а 23 декабря 1933 года, когда правительственный поезд прибыл на станцию Маклец, Дёмкин лично преподнёс Орджоникидзе цветы[2].
Имя Дёмкина часто звучало в отчетах и докладах, появлялось на полосах газеты «Подмосковный гигант» (позднее, «Сталиногорский пролетарий», «Сталиногорская правда», ныне — «Новомосковская правда»)[7]. В частности, в 1934 году он лично помогал в строительстве Сталиногорского аэроклуба и агитировал других рабочих-каменщиков к участию в стройке в нерабочее время, на субботниках, в результате чего были возведены здания ангара, аэродромного управления и другие постройки[10][11]. По свидетельству инженера аэроклуба Пухальского: «Уже смеркалось. Но работа продолжалась такими же темпами. Слышно только цокание кирпичей — тов. Дёмкин провозглашает лозунг — «работать до поезда». Это значит работать до 6 часов вечера». В качестве поощрения все участники строительства получили право на первый бесплатный полет на самолете Сталиногорского аэроклуба, а первым такой билет был вручен орденоносцу Никите Егоровичу Дёмкину[11].
Гибель
Четверка немецких истребителей-бомбардировщиков Messerschmitt Bf 110E-2, аналогичных стоявшим на вооружении авиакрыла SKG 210, которое в ноябре 1941 года поддерживало наступление 2-й танковой армии Г. Гудериана. Источник: Asisbiz
В 1941 году[4][8], возвращаясь с заседания парткома, погиб при немецкой бомбардировке территории химкомбината. По воспоминаниям, жителя северного Сталиногорска-2 В. А. Острецова, «начались налеты немецких самолетов, бомбежки. По линии гражданской обороны мне приходилось дежурить на самой высокой точке химкомбината — вышке генераторного цеха. [...]
Как-то в одно из моих ночных дежурств началась бомбежка. За территорией завода, недалеко от меня, взрывались бомбы, стоял оглушительный грохот. Когда стихло, я спустился со своего наблюдательного пункта и побежал к месту бомбежки. Около полутора десятков бомбовых воронок образовались вдоль ручья. У мостика через него увидел погибших во время бомбежки начальника электроцеха Свиридова, начальника пожарной охраны [...] и каменщика Дёмкина. [...] Все они возвращались с заседания парткома комбината, которое проводилось в бараке, где размещались наши общественные организации, в полукилометре от территории завода»[8].
В журнале боевых действий Тульского бригадного района ПВО уточняется дата и обстоятельства его гибели: «25.09.41 в 22:39 336 ОЗАД вел заградительный огонь по 2-м вражеским самолетам, летевшим на гор. Сталиногорск курсом 270 на большой высоте. Сброшено 5 осветительных, 11 зажигательных и 6 фугасных бомб, из которых две не разорвались. Поврежден узел связи, сгорело 5 бараков, убито 2, ранено 9 из гражданского населения. Противник ушел на запад»[9].
Похоронен предположительно на кладбище Заводского района.
Награды
Орден Ленина (22 декабря 1933[2]).
Память
27 июля 1967 года в его честь названа улица в Урванском микрорайоне города Новомосковска, на доме № 7 (школа № 20) установлена памятная доска[2][4][7]. В музее АК «Азот» имеется экспозиция, посвящённая Никите Егоровичу[6].
Мемориальная доска на доме ул. Дружбы/Дёмкина № 7/1:
«Улице присвоено имя Дёмкина Н.Е. лучшего строителя химкомбината, ударника первой пятилетки, орденоносца».
Источник: официальный сайт муниципального образования г.Новомосковск
Н. Е. Дёмкину также посвящено стихотворение новомосковского поэта С. Я. Позднякова «Старожил»[2]:
Он живёт в квартале нашем –
Невысок, приветлив, сед.
Кто зовёт его папашей,
Кто по – дружески -- сосед.
Как увидят –
Все гурьбою
Дети дедушкой зовут,
Приглашают в парк с собою,
Песни школьные поют,
И любой
Малыш с охотой
Сообщить о нём готов,
Где, когда и кем работал,
Сколько выстроил домов…
Это было
Утром летним,
Миновав десятки лет,
Он подростком малолетним
С земляками в степь пришёл.
И до осени
В тридцатом,
Как солдат, в землянке жил.
В котлован химкомбината
Первый камень положил.
Новь творил
Киркой и ломом,
Изо всех старался сил.
Площадь около горкома
Он асфальтом устелил.
И ещё
Добавят дети
О его сынах рассказ:
Виктор – в университете,
Дмитрий – в Армии сейчас.
Жизнь
Увенчана почётом,
Грудь – медалью трудовой.
Сам Серго ему на слёте
Жал ладонь своей рукой.
Старость
Снегом серебрится,
Побелела голова.
Им гордился и гордится
Город Новая Москва.
Землю рыл
И строил зданья,
Бут дробил на большаках –
Вдохновенным созиданьем
Он свой век продлил в веках.
См. также:
- Петрова Е. В честь знатного каменщика: [улица Н. Е. Дёмкина] // Новомосковская правда. — 1977. — 18 августа.
Заглавное фото: из фонда Новомосковского историко-художественного музея.
[1] Отчество Егорович приведено по источникам [3], [4], [6], однако в целом ряде других источников встречается отчество Ефимович: [2], [5], [7].
[2] Улица Дёмкина // Улицы расскажут вам... / Составитель А. В. Польшина. — Новомосковск: Центральная городская библиотека МУК «Новомосковская библиотечная система», 2009. — С. 25-27. — 34 с.
[4] Седугин В. И. Новомосковск — Очерк истории. — Тула, 2010. — С. 47,51. — 186 с.
[6] Минаков Н. Н., Лазарев В. Н., Вишневецкий А. Е., Годунова Е. Д., Дорн М. И., Лаухина Т. С., Пророков А. Е., Ракитин Д. Е., Рогов В. И. Земля Новомосковская. — 2-е, исправленное и дополненное. — Тула: РИФ «Инфра», 2001. — С. 52. — 151 с.
[7] Улицы нашего города Бобрики-Сталиногорск-Новомосковск. 1930—2010 / сост.: Е. А. Крашенинникова, Н. В. Панова ; Администрация МО «г. Новомосковск и Новомоск. р-н», Архивный отд. — 2-е изд. — Новомосковск : «Реком», 2010. — С. 34-35. — 90 с.
[10] Сегодня каменщики станут на кладку // Сталиногорский пролетарий. — 1934. — 12 ноября.
Заметка предоставлена А. Малашкиным.
Берите пример с т.т. Дёмкина, Мамая, Кушнарёвых. Ещё в июне 1934 года, когда только началась организация Сталиногорского аэроклуба, каменщики стройучастка № 4 во главе со своими лучшими ударниками т.т. Дёмкиным и Мамаем обязались помогать строительству аэроклуба.
И 10 каменщиков ударников сдержали своё слово. Сегодня, 12 ноября 1934 года, они решили отработать на строительстве ангара для Сталиногорского аэроклуба 8 часов, уложить не менее 10 тыс. кирпичей.
Эта бригада вызвала последовать её примеру всех каменщиков города.
Вызов каменщиков стройучастка №4 приняли каменщики 1 и 2 строительных участков горрайона т.т. Мазаев, братья Кушнаревы, Руднев, Блинов и другие.
Они также обязались сегодня работать на строительстве ангара и уложить ещё больше кирпичей, чем бригада Дёмкина.
[11] Пухальский. Строим свой аэроклуб // Сталиногорский пролетарий. — 1934. — 16 ноября.
Заметка предоставлена А. Малашкиным.
13 ноября 1934 года с 8 часов утра к аэродрому начали стекаться группы строителей со своими лопатами, ломами и т. д. Первыми пришли строители городского района во главе со своими бригадирами т.т. Блиновым и Шацким. За ними весело и бодро шли шесть рабочих бригады тов. Дёмкина.
Ровно в 9 часов субботник на строительстве Сталиногорского аэроклуба начался. Первый участок — подгонка стен ангара, второй — кладка стен аэродромного управления. Работа идёт по- ударному. Все хотят быть впереди по количеству и качеству уложенных кирпичей. Все хотят принять участие в строительстве аэроклуба, хотят закончить строительство поскорей. Вот т. Шацких — он за время работы уложил 1000 штук кирпичей. Особенно старается молодой строитель, комсомолец — ученик планерной станции тов.Поляков.
Уже смеркалось. Но работа продолжалась такими же темпами. Слышно только цокание кирпичей — тов. Дёмкин провозглашает лозунг — «работать до поезда». Это значит работать до 6 часов вечера. Ещё более напряженная работа была достойным ответом этому лозунгу. Время подвигалось к 6-ти часам. Работа кончена, маленький десятиминутный митинг.
Участники субботника получают билеты на право первого бесплатного полёта на самолёте первого Сталиногорского аэроклуба. Первый билет вручается орденоносцу тов. Дёмкину.
Инженер аэроклуба Пухальский.
|