Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 98%

Новые фотографии и иллюстрации:

Литература

«Сталиногорское направление»
«Оборона и освобождение Сталиногорска в 1941 году»
«Сталиногорск. Могилёв. Бессмертие»
Главная » 2017 » Июль » 22 » Летчик вернется домой в Смородино
Летчик вернется домой в Смородино

В июле 2017 года в поисковый отряд «Д.О.Н.» (г. Новомосковск) поступило обращение об обнаружении в Ленинградской области экипажа штурмовика Ил-2 с бортовым номером № 304511, не вернувшегося с боевого задания 16 июня 1944 года во время Выборгской наступательной операции. Поисковым объединением «Северо-Запад» (руководитель Илья Дюринский) обнаружены останки и установлены личности экипажа — это пилот самолета гвардии лейтенант Николай Семенович Федосеев и воздушный стрелок гвардии рядовой Федор Семенович Бойков.

 

 

Летчик Николай Федосеев — уроженец села Смородино Узловского района Тульской области, где также ныне проживают и его родственники. В настоящий момент решаются вопросы о передаче останков гвардии лейтенанта Николая Семеновича Федосеева на его родину в село Смородино для торжественного захоронения с отданием воинских почестей.

Осенью 2015 года поисковики Кирилл Капралов и Антон Сидоренко, чьи отряды «Карельский перешеек» и «Черные бушлаты» входят в поисковое объединение «Северо-Запад», при проведении разведки неожиданно обнаружили в лесу большое скопление алюминиевых обломков обшивки самолета. После первичного обследования этого района вскоре стало ясно, что надо искать экипаж... В течение 1,5 лет на месте падения самолета велись поисковые работы, и одновременно кипела работа в архивах. Антон Сидоренко лично занимался стрелком и оформлением документов, а Кирилл Капралов — пилотом и поиском родственников. Их усилия увенчались успехом в мае 2017 года.

 

Николай Семенович Федосеев родился в 1921 году в селе Смородино Тульской губернии (ныне в Узловском районе Тульской области). По семейной легенде, его рождение пришлось на Зимнего Николу (19 декабря), поэтому его и назвали Николаем — тогда так было заведено. В многодетной семье Семена Сергеевича (1897-1976) и его жены Евдокии (ум. 1984) Николай был единственным сыном, и было у него пять сестер: Вера (1920 г.р.), Мария (1924 г.р.), Анна (1927 г.р.), Валентина (1929 г.р.) и Татьяна (1931 г.р.).

В 1938 году Николай стал комсомольцем, а в следующем 1939 году призван в Красную армию. Начало Великой Отечественной войны встретил, будучи кадровым командиром.

Но в 1944 году в семью пришла похоронка на единственного сына. Сестры надеялись, что Николай все-таки жив и искали любую информацию о сбитых летчиках...

В июне 1944 года шла Выборгская наступательная операция, целью которой было принудить к капитуляции Финляндию — союзника фашистской Германии. Именно финские войска стояли тогда на Карельском перешейке, обеспечивая блокаду Ленинграда с севера. Штурмовики Ил-2 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии поддерживали с воздуха наземную операцию частей Красной армии.

16 июня 1944 года пилот гвардии лейтенант Николай Семенович Федосеев и воздушный стрелок гвардии рядовой Федор Семенович Бойков вылетели на свое очередное боевое задание. Советские летчики охотились на автотранспорт финской армии в ближнем тылу противника. В 5 километрах к северу от позиций советских войск в районе финской деревни Войпиала (ныне не существует) их Ил-2 попал под огонь финской зенитной батареи.

 

 

Как удалось установить Кириллу Капралову и Антону Сидоренко по обнаруженным гильзам от бортового вооружения Ил-2 в районе расположения зенитной батареи, летчики пытались атаковать и эту батарею, но силы были неравны. Их самолет был подбит и упал в лес в 2 километрах южнее. Таким образом, либо подбитый самолет, плавно теряя высоту, сделал неуправляемую «петлю» (при этом экипаж уже был погибшим), либо, напротив, летчик развернул самолет, чтобы сесть на поле, но немного не дотянул до него метров 100-150. На месте падения самолета образовалась воронка, которая вместе с характерным разлетом осколков, свидетельствует о том, что самолет не свалился в штопор, а летел почти параллельно земле, под небольшим углом (возможно, все-таки пытаясь сесть на поле).

Место падения самолета Николая Федосеева находится недалеко от современной трассы «Скандинавия» и поселков Цвелодубово и Первомайское (на Карельском перешейке Ленинградской области).

 


 

Грунт на месте падения самолета — довольно жесткий, местами каменистый, поэтому при падении самолет был полностью разрушен, а останки экипажа обнаружены сильно поврежденными. Среди останков пилота обнаружен сломанный штурвал с открытыми кнопками управления огнем и сброса бомб, прицел, наушники от шлемофона, части приборной панели, а также комплект пряжек и карабинов от парашютной системы на 1 человека.

 


 

Чуть позже в 10 метрах от пилота нашли и стрелка — среди груды гильз и патронов от его пулемета, а также с полным комплектом карабинов и пряжек от парашюта. Но окончательно внести ясность помогли найденные часть крышки двигателя с номером 4509140 и последние 3 цифры бортового номера 511 на крышке от одного из приборов.

 


 

Итак, согласно архивным данным ЦАМО (ф. 277 шад, оп. 1, д. 89), приказом по дивизии списан, как боевая убыль, Ил-2 № 304511 с мотором АМ-38ф № 4509140 из состава 15-го гвардейского штурмового авиационного полка. В тот день у полка зафиксирована одна потеря — не вернулись с боевого задания пилот гвардии лейтенант Николай Семенович Федосеев, 1921 г.р.(уроженец: Московская область, Донской район, с. Смородино) и воздушный стрелок красноармеец Федор Семенович Бойков, 1924 г.р. (Красноярский край, Идринский район, с/з Идринский). При этом в журнале боевых действий 277-й штурмовой авиационной дивизии отмечено: «Боевые потери: летчик лейтенант Федосеев, стрелок рядовой Бойков при штурмовке автотранспорта в районе Войпиала сбит снарядом МЗА [малая зенитная артиллерия]. Самолет сгорел, экипаж погиб». Это единственная потеря полка и дивизии за тот день.

 

 

Кроме пряжек от ремней и карабинов от парашюта, личных вещей, знаков, наград на месте падения обнаружено не было. Кирилл Капралов полагает, что их могли подобрать финские солдаты, которые занимали эту территорию еще несколько дней, или же они сгорели при пожаре топлива. Также не удалось найти личного оружия, попадались только части бортового вооружения подбитого Ил-2. По всей видимости, 30-40 лет назад крупные обломки обшивки вместе с крупными деталями бортового вооружения вывезли «на металл» — отчетливые следы старой колеи грузовой машины заканчиваются недалеко от этого места...

Но нельзя вывезти «на металл» память. Эта память не только в руинах, не только в памятниках, а еще и в душах людей. Весть о найденном деде распространилась молнией и всколыхнула сердца всех его многочисленных родственников. Внучатая племянница Татьяна Почуева предоставила в наше распоряжение уникальное свидетельство — письмо сослуживца, фронтового товарища Николая Федосеева — гвардии лейтенанта Анатолия Гудашева. Приведем его полностью:

 

«Здравствуйте, родные моего лучшего друга Николая.

Вы меня совершенно не знаете, и я Вас тоже, но что я буду Вам писать, должны мне поверить. Когда еще ехали в часть, то мы заехали к дяде, который проживает в г. Москве, так что они меня знают.

Я Вас убедительно прошу, чтобы это письмо дошло, и не расстраивайтесь, со всеми может такая судьбы решиться.

Опишу вкратце про Вашего лучшего сына Николая Семеновича. 16 июня перед вечером полетел на боевое задание. Я с ним не летал, но его товарищи рассказывали так: Мы сделали по две атаки, а Николай разочаровался и пошел делать третью атаку, и на глазах товарищей сделал три бочки и перед самой землей с[амоле]т загорелся ярким пламенем. И когда ударился о землю был черный столб дыма. И так он погиб над целью, он был ранен и не в силах было ему машину вывести.

Сколько раз ему говорили, что, Коля, не нужно отставать от товарищей, а то тебя может зенитка подбить или истребитель. Но он этого не учел и на 10 боевом вылете погиб.

Еще раз прошу Вас, чтобы так здорово не убиваться, война никого не щадит, и война без потерь не бывает. Кому-то надо погибнуть.

Да, в голове не укладывается, что его с нами не стало, и я не решался Вам писать, все ожидал, что он придет. Но мы все поклялись, что отомстим за Вашего сына — еще больше бить ненавистного врага — германо-финских мерзавцев.

Пока нечего писать. Если Вас что-то будет интересовать, то побыстрее пишите ответ. Жду с нетерпением. Я к Вашим услугам.

Я его знал с 1941 г., прибыли в г. Краснодар вместе и по сей день были с ним.

Будем знакомы, меня зовут Анатолием Гудашев[ым].

Пока, до свидания. Жду ответ.

 

20.6.44 г. (подпись)

[штамп: просмотрено военной цензурой]»

 

 

 

На следующий день, 21 июня 1944 года, за 16 успешных боевых вылетов в период 9-17 июня, уничтоженную боевую технику и живую силу противника, а также за мужество и отвагу в боях гвардии лейтенант Анатолий Игнатьевич Гудашев был награжден орденом Красной Звезды. А еще через 8 дней, 29 июня 1944 года он также пропадет без вести, не вернувшись с боевого вылета в районе северо-восточнее г. Выборг. «Война никого не щадит, и война без потерь не бывает...»

Весть о найденном летчике Николае Федосееве стала полной неожиданностью и для его внучатой племянницы Ольги Ведьминой (Федосеевой). Совсем недавно, вместе с мужем они вернулись с поисковой экспедиции «Западный фронт-4», лично прикоснувшись к частице нашей истории: в ходе поисковых работ их дочь Мария Ведьмина, учащаяся Новомосковского лицея, в составе сводного отряда из г. Новомосковска впервые работала на эксгумации...

«Отдать почести и захоронить останки наших солдат — это святое дело. Я горжусь нашими детьми, которые могут прочувствовать это!» — утверждает отец Роман Ведьмин. «В горле ком, мешающий говорить. Долгой дорогой пытались осмыслить увиденное, вздыхали, плакали, гордились...» — передает свои ощущения Ольга Ведьмина. — «В эти короткие выходные, что провела на Вахте, я испытала такие чувства, которые не испытывала ещё никогда! Пережив такие эмоции, человек не может оставаться равнодушным». А тем временем, дома их уже ждал запрос от поисковиков из Ленинградской области...

Для принятия ответственного решения на большой семейный совет многочисленные родственники съехались в село Смородино Узловского района Тульской области. На семейном совете однозначно решили:

Будем хоронить здесь, в Смородино.

Летчик Николай Федосеев вернется домой.

 

 

продолжение: Летчик вернулся домой в Смородино • Проект «Дорога домой»: кто возвращает солдат их родственникам


Выражаем признательность за предоставленные материалы и фотографии Кириллу Капралову (отряд «Карельский перешеек»), Антону Сидоренко (отряд «Черные бушлаты», поисковое объединение «Северо-Запад»), Роману, Ольге и Марии  Ведьминым, а также Татьяне Почуевой.


Просмотров: 1927 | Добавил: Редактор | Версия для печати
Всего комментариев: 1
avatar
0 (1)
«Знамя» (Узловая): http://www.znamyuzl.ru/winone-....no.html

Лётчик вернётся домой // Официальный сайт муниципального образования Узловский район, 25.07.2017
avatar
для детей старше 12 лет
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
28 марта...

В 1900 году родился Гавриил Дмитриевич Соколов, командир 330-й стрелковой дивизии.

В 1931 году еще недостроенную Шатовскую плотину прорвало. Из числа молодежи были созданы «дождевые бригады», которые не уходили с объекта даже в самую плохую погоду.

Комментарии
Вот об этом я вам говорил еще 10 лет назад. Видите, как это просто ?
Для телефона шрифт пока мелковат. Сделайте еще увеличение шрифта при перех

Счет на адаптивный дизайн пока не открывал, но сейчас стало лучше?

хочу сьездить посмотреть на захоронение в дудкино интересно там что то осталось табличка или нечего нету овраг как овраг

Прекрасная картинка! Теперь если по ней нажать дважды пальцем, то она увеличивается и можно читать? В качестве простого обходного варианта, чем сразу

Вконтактов у меня нет. Поддержать — это не та кнопка. Нужна кнопка «Сделаем сайт читабельным на телефонах».  Браузеры хромиум и файерфокс. Сайт должен

Теги
28 ноября 1941 немецкие преступления Соцгород 1930-е годы Шенцов Связь времен аэрофотосъемка Коммунар 1944 год немецкое фото химкомбинат 4-я танковая дивизия 112-я пехотная дивизия 328-я стрелковая дивизия 9 декабря 1941 41-я кавалерийская дивизия 18 ноября 1941 1945 год ул. Комсомольская 1950-е годы 1941 год 172-я стрелковая дивизия Советская площадь 1940-е годы 2-я гвардейская кавдивизия Белова нквд Пырьев Nara 239-я стрелковая дивизия 27 ноября 1941 29-я мотопехотная дивизия 1943 год митрофанов Гато советские карты Сталиногорцы Владимиров октябрь 1941 года ноябрь 1941 года ул. Московская 11 декабря 1941 12 декабря 1941 Документальная проза декабрь 1941 года РГАКФД 19 ноября 1941 Сталиногорск-2 1942 год Рафалович Донская газета Мелихов 108-я танковая дивизия 180-й полк НКВД 336-й артиллерийский дивизион 30 ноября 1941 Мартиросян РГВА июль 1941 года советские документы сталиногорское подполье 17 ноября 1941 16 ноября 1941 15 ноября 1941 20 ноября 1941 21 ноября 1941 22 ноября 1941 26 ноября 1941 исследования 25 ноября 1941 Головко Малашкин связисты пехота интервью Яковлев артиллеристы комсостав награжденные медалью «За отвагу» 23 ноября 1941 немецкие документы наградные листы комиссары кавалеры ордена Красного Знамени 10 декабря 1941 предатели Память советские мемуары медицинские работники 167-я пехотная дивизия братская могила ЦАМО 13 декабря 1941 330-я стрелковая дивизия кавалеры ордена Красной Звезды Сталиногорская правда Новомосковская правда 24 ноября 1941 Чумичев Новомосковский музей
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0