В ноябре 1941 года для боевой работы 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу генерал-майора П. А. Белова был придан 12-й отдельный гвардейский минометный дивизион. На его вооружении стояла новейшая секретная техника — реактивные артиллерийские установки БМ-13-16 на шасси трактора СТЗ-5 НАТИ. При освобождении Сталиногорска-2 (северный Заводской район) боевые машины старшего лейтенанта Е. С. Барилова активно поддерживали советское наступление. Дважды его «катюши» выходили на берег Шатского водохранилища для артиллерийской поддержки конников-гвардейцев.
14 декабря 12-й отдельный гвардейский минометный дивизион получил приказ от командира 2-й гвардейской кавалерийской дивизии полковника Н. С. Осликовского сосредоточиться к 18:00 в д. Рига (в 7,5 км юго-западнее от д. Прудки). Во время марша по льду Шатского водохранилища одна боевая установка утонула. На протяжении послевоенных десятилетий предпринимались многочисленные попытки установить точное место затопления установки, обследовать его, и наконец, поднять боевую машину. 47 лет спустя, 25 ноября 1988 года, группа энтузиастов подняла затонувшую боевую машину со дна водохранилища. После восстановления на заводе по ремонту дорожных машин «катюша» была установлена на постамент у здания городского музея.
Однако малоизвестно, что «катюша» утонула не одна. В 2012 году исследователь военной истории тульского края Алексей Никифоров обнаружил в ЦАМО РФ архивные документы, проливающие свет на обстоятельства этой трагедии. В фонде оперативной группы гвардейских минометных частей Западного фронта имеется доклад, согласно которому подтверждается, что 14 декабря 1941 года «дивизион, совершая марш в 23:00 через озеро Белколодезь, вел установки на расстоянии 150 мтр. друг от друга. Одна МУ-13, шедшая второй через озеро, погрузилась в воду и пошла ко дну. [...] Изъять МУ-13 невозможно вследствие большой глубины». При этом в списке потерь личного состава 12-го отдельного гвардейского минометного дивизиона под № 34 указан орудийный номер красноармеец Денис Константинович Морозов (род. 1913, домашний адрес: г. Горький, Автозаводской район, ул. Детская, д. 4), который утонул 14 декабря 1941 года с установкой М-13 под Сталиногорском. Других потерь в этот день нет.
В результате полномасштабной выверки братских могил Новомосковска, проведенной порталом «Сталиногорск 1941» в 2019-2021 годах, внезапно выяснилось, что на этом данная история не заканчивается. Весной 1942 года стрелок красноармеец Денис Константинович Морозов (род. 1914 в г. Горький, призван Автозаводским РВК, жена Раиса В. проживала в г. Горький) был обнаружен, идентифицирован и похоронен в селе Иван-Озеро Сталиногорского горсовета, около церкви. Очевидно, тело гвардейца всплыло со дна водохранилища и было подобрано местными жителями.
ЦАМО, ф. 12711, оп. 1, д. 37, л. 2. Фрагмент доклада начальника опергруппы ГОМД подполковника Дегтярева, январь 1942 года
1) ЦАМО, ф. 12711, оп. 1, д. 37, л. 30. Фрагмент списка потерь личного состава 12 огмд с ноября 1941 по 22 марта 1942
2) ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 702, л. 162. Фрагмент донесения Тульского ОВК от 24.05.1942
Согласно охранному свидетельству и легенде, составленным Новомосковским райсоветом и Новомосковским горвоенкоматом в 1972 году, останки воинов из деревни Большая Колодезная и села Иван-Озеро были перезахоронены в послевоенные годы в братскую могилу в деревне Малое Колодезное. Однако имя красноармейца Дениса Морозова в списках не значится. Как впрочем, отсутствуют и имена других 54 бойцов и командиров Красной армии, похороненных в Малом Колодезном. Денис Морозов — № 21 в списке вновь выявленных имен, которые необходимо внести в карточки и на плиты воинского захоронения.
Братская могила № 3 в деревне Малое Колодезное в 1972 и 2018 годах
Также весьма небезыинтересно, что 29 марта 1988 года бывший командир дивизиона гвардейских минометов Павел Арсеньевич Русаков свидетельствовал, что еще в июне 1966 года водолазами в/ч 93872 (предположительно, Военное училище связи, ныне Академия ФСО России) на дне Шатского водохранилища была обследована затонувшая установка «катюша». В результате, помимо всего прочего, попытались поднять обнаруженного члена экипажа, но его останки рассыпались. Каким образом в 1966 году водолазы обнаружили члена экипажа, который всплыл весной 1942 года и был похоронен в Иван-Озере, доподлинно неизвестно. Но можно предположить, что были обнаружены фрагменты останков или одежды, которые действительно рассыпались, пролежав в воде почти 25 лет.
30 ноября 1988 года бывший писарь штаба 12 огмд С. М. Большаков вспоминал в своем письме в редакцию газеты «Комсомольская правда» буквально следующее:
Я находился в штабе, когда наши четыре «катюши» возвращались с боевого задания по льду этого водохранилища. Три из них благополучно прошли по льду и направились в укрытие, а солдаты с четвертой «катюши» прибежали в штаб, доложили, что их машина ушла под лед, вместе с ней погиб один солдат. За что-то зацепившись, он не успел выпрыгнуть. Были уже сумерки, мы побежали к месту происшествия. Там, посреди водохранилища в большой проруби, плавало много мелких льдинок...
К сожалению, я не помню фамилии и имя погибшего солдата, но хорошо помню, что в тот же вечер я писал извещение его матери, что сын ее погиб смертью храбрых. Очень жаль, но я даже не помню названия города, куда послал «похоронку».
Что ж, в 2021 году благодаря Светлане Соколовой (поисковый отряд «Память», Тульский областной поисковый центр «Искатель», Тула) копии подтверждающих документов ЦАМО РФ переданы в Новомосковский историко-художественный музей. Ведется поиск родственников погибшего гвардейца.
«Катюша» БМ-13 на базе СТЗ-5 ведет огонь по вражеским позициям.
Район Сталинграда, 1943 г. Источник: Русские боги войны. Часть 6 |