26 июля 1941 года завершилась трехнедельная героическая оборона г. Могилёва.
172-я стрелковая дивизия, в которой воевали многие шахтеры и химики Сталиногорска, была разгромлена и вскоре, 19 сентября, расформирована. Ее командир генерал-майор М. Т. Романов при выходе из окружения был ранен, попал в плен и в декабре 1941 года умер от полученных ран в концлагере.
Главный врач туберкулезного отделения поликлиники г. Сталиногорска, военврач 3 ранга 224-го отдельного медико-санитарного батальона Фёдор Ионович Пашанин, остался в покинутом советскими войсками Могилёве для оказания медпомощи и эвакуации нескольких тысяч раненых бойцов и командиров РККА. С 28 июля подпольно занимался спасением раненных. 17 ноября, в числе других подпольщиков, был повешен на центральной площади города Могилёва.
В числе раненых командиров, оставшихся в госпитале, был и адъютант командира батальона 747-го стрелкового полка Михаил Федорович Мовчан. Во время службы в г. Сталиногорске он познакомился с девушкой и вскоре женился. Но Михаила и Софью разлучила война. Вторую жизнь подарил ему удачный побег из госпиталя...
Оборона Могилёва изображена в фильмах «Днепровский рубеж», «Битва за Москву», «Живые и мёртвые». В память о боях 172-й стрелковой дивизии 9 мая 1995 года под Могилёвым был открыт мемориал «Буйничское поле».
На фото 1 и 2: немецкие солдаты ведут зачистку улиц Могилёва, конец июля 1941 года. По их воспоминаниям, они огнеметами выжигали подъезды и не глядя бросали гранаты, чтобы не нарваться на засаду.
Фото предоставлены Олегом Лисовским, Архіў гісторыі Магілёва.
Советские военнопленные станут первыми жертвами нацистской политики, обрекавшей жителей «восточных земель» на голодную смерть. В августе 1941 года германская армия установила размер пайка для работающих советских военнопленных из расчета всего 2 200 калорий в день. Даже этого было недостаточно, чтобы поддерживать жизнь, однако на практике военнопленные получали гораздо меньше официального размера пайка. Многие советские заключенные получали в день только 700 калорий. Через несколько недель потребления такого «минимального прожиточного рациона» (так он назывался в германской армии) наступала смерть от истощения.
Как привидения, бродили умиравшие с голоду, полуголые существа, часто днями не видевшие иной пищи, кроме трупов животных и древесной коры.
— германский офицер В. Штрикфельд о лагерях советских военнопленных.
«Попал в немецкий плен. Умер в плену» — станут последними строками в биографии у многих сталиногорцев-защитников Могилёва. Таких как, Егор Андреевич Соболев и Григорий Ильич Старков — уроженцев деревень Ключевка и Урванка (ныне в составе городского округа Город Новомосковск).
Пленные на Советской площади, 1941 год.
Театральная площадь, июль 1941.
Советские военнопленные перед театром, июль 1941.
Фото предоставлены Олегом Лисовским, Архіў гісторыі Магілёва |