Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульский областной молодежный поисковый центр «Искатель»

Новые фотографии и иллюстрации:

Статьи

Главная » Статьи » Машинорудной Тулы брат » ...Тульский край

Дела соседские: 1942-1945

Подборка газетных заметок и документов о тыловых буднях окрестных районов города Сталиногорска в годы Великой Отечественной войны. Приводятся в хронологическом порядке за 1941-1945 годы:

ранее: 1941 год


Cбор трофейного имущества в Венёвском районе 9 апреля 1942 года

Председателю Тульского областного исполнительного комитета
тов. Чмутову
от А.М. Ильвовского

Докладная записка

По обследованию Венёвского района по вопросам:

1) Проверка приказа комитета обороны по сбору трофейного имущества.
Сбор трофейного имущества производят главным образом воинские части /специальные группы/, при чем каждая из групп забирает то, что ей необходимо. Обращает внимание наличие большого количества разбитых, сгоревших машин, автопокрышек и различного лома, частично собранный лом находится на вокзале гор. Венёва из-за отсутствия транспорта, где мелкие детали расхищаются. По району цветного и черного лома металлов сдано 48 тонн 270 клг. при плане 39 тонн. Для форсирования сбора лома, по договоренности с секретарем Райкома ВЛКСМ и зав. РОНО в г. Венёве будет проведен воскресник школьников и комсомола по сбору лома /со школьниками проведены беседы 6/IV-с.г./, для чего специально выделен транспорт, который будет пущен вдоль улиц по направлению к вокзалу, где и будет складываться для отправки.

В Анишинском с/совете перед рядом председателей колхозов, которые собрались на сессию сельского совета, ставил вопрос организации субботников по сбору металла, необходимого нашей промышленности для ведения войны. Одновременно перед председателями с/советов ставил вопрос и о сборе тары для боеприпасов, в которых очень нуждаются воинские части, собирающие трофейные боеприпасы.

В районе много мест минировано, необходимо послать отряд для разминирования, так как это угрожает населению и может угрожать скоту, которому предстоит в ближайшее время выйти в поле на подножный корм.

Вокзал г. Венёва завален ломом, для отправки его нужно 30 платформ. Организации Венёва бессильны получить этот транспорт, а потому прошу облисполком отказать им содействие в получении нужного количества платформ.
Наличие металло-лома в районе настолько велико, что одними субботниками вряд-ли можно будет скоро его собрать, было бы большой помощью местным организациям, если бы помимо субботников им разрешили бы на несколько дней мобилизовать трудоспособное население специально по сбору лома.

 

9 апреля 1942 г. Подпись.

Источник: ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 7. Д. 33. Выдержки из документа ГАТО за 1942 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.


Налет вражеской авиации на Донской 15 июля 1942 года

На документе стоит печать
«РСФСР Исполнительный комитет Донского районного совета депутатов трудящихся Тульской области»

Вх. 1000 с
20 июля 1942 года
Секретно

Тулоблисполком

16 июля 1942 года
№ 54

15 июля в 11 часов утра был налет вражеской авиации на город Донской. 1 самолет сбросил 6 фугасных авиабомб у железнодорожного разъезда Гранки в пашню, никаких повреждений и ущерба не принес; другой самолет сбросил в городе Донском в районе вокзала под окнами здания, занимаемого воинской частью, одну фугасную авиабомбу, последствия которой разрушение и повреждение кровли и окон в ряде служебных и жилых зданий, принимаются меры восстановления.

Двое убитых (1 красноармеец и 1 11-летний ребенок), трое тяжело раненых и 10 человек легко раненых.

 

Председатель исполкома Донского райсовета Подпись /Курицын/

Источник: ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 7. Д. 37. Л. 26.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.

 


Станция Гранки. Фото: В. С. Ермолаев.


Налет вражеской авиации на Узловую 18 июля 1942 года

Печать «РСФСР Исполнительный комитет Узловского районного совета депутатов трудящихся Тульской области»

Секретно
Вх. 1009 с
21 июля 1942 года

Инспектору МПВО Тульского областного совета депутатов трудящихся
18 июля 1942 года

№ 1-1
город Узловая

Узловский районный штаб МПВО сообщает, 18 июля 1942 года в 1 час 30 минут произошел налет неопознанным самолетом на железнодорожный узел, сброшено 8 бомб на северную часть парка А, разрушено 1 путь на 60 метров, на 2 м. пути разбито один вагон № 1245846 груженый ломом — железом, разрушен 3-й путь на 15 метров, 4-й путь разрушен на 4 метра, жертв нет. Одна бомба не разорвалась весом 50 кг, которая 18 июля 14 часов была подрывной командой вывезена в поле и подорвана. Кроме того, на территорию Заготзерно была сброшена этим самолетом одна зажигательная бомба, которая была затушена местной пожарной командой.

 

Начальник штаба МПВО города Узловая Подпись /Емельянов/

Источник: ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 7. Д. 37. Л. 22.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.


Налет вражеской авиации на Узловую 20 июля 1942 года

На документе стоит печать «РСФСР Исполнительный комитет Узловского районного совета депутатов трудящихся Тульской области»

Секретно
Вх. 1009с 21 июля 1942 года

Инспектору МПВО Тульского областного совета депутатов трудящихся
20 июля 1942 год

№1/2
Узловая

Узловский районный штаб МПВО сообщает, что 20 июля 1942 года в 1 час 30 минут был совершен налет 1 вражеского самолета «Дорнье — 215» на железнодорожный узел, было сброшено 7 осветительных ракет на парашютах, из которых 3 штуки были сбиты из пулемета.

На железнодорожный узел было сброшено 12 фугасных бомб, которые причинили разрушение: разбит прямым попаданием паровоз Э.Х. № 685-92 на парке Б. повреждено 6 путей: 1, 2, 5, 6, 10, на складе НСШ повреждено 12 звеньев. рельс, поврежден 21 товарный вагон, убито 6 человек, тяжело ранено 3 человека, легко ранено 13 человек. Кроме фугасных бомб были сброшены 2 штуки зажигательных бомб, которые не загорелись.

 

Председатель районного штаба Подпись /Еремин/
Начальник штаба МПВО Подпись /Емельянов/

Источник: ГАТО. Ф. Р-2640. Оп. 7. Д. 37. Л. 21.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.


Подарки молодых шахтеров (Донской район)

Достойную встречу ХХV годовщине Октября готовят молодые горняки «Сталиногорскугля». Они решили в выходные дни выдать на-гора в подарок Москве 2 эшелона угля. Свое обязательство молодые шахтеры успешно выполняют. На 25 октября уже добыто около 1000 тонн угля. Отлично работает молодежь шахты № 23 (Смородинской). Здесь выдано на-гора 214 тонн. На шахте № 29 добыто 214 тонн, на шахтах №№ 8-бис и 10 — по 100 тонн.

Не только углем, но и рублем помогают молодые горняки матери-Родине. С 20 октября они начали сбор средств на постройку эскадрильи самолетов имени Героя Советского Союза А. Чекалина. За 3 дня комсомольцы и молодежь шахты № 10 собрали 4000 руб., учащиеся школы ФЗО — около 2000 руб. Всего в фонд постройки эскадрильи по Донскому району внесено уже 30000 руб.

 

Источник: Подарки молодых шахтеров // Коммунар. — 1942. — 28 октября. — № 254 (8059). — С. 2.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


Первый секретарь Тульского обкома ВЛКСМ М.С. Ларионов и другие члены делегации передают эскадрилью самолетов имени Героя Советского Союза А. Чекалина, построенных на средства тружеников области, летчикам одной из воинских частей, Западный фронт, 1943 год. Источник: РГАКФД
См. также: В. Руденко. Эскадрилья уходит в бой // Тульские бренды, 15 марта 2016.


Венёвские школы в 1942-43 учебном году

Венёвский районный комитет ВКП /б/ 30 июня 1943 года отмечал, что «…многие школы в прошлом году (в 1942-м — С.М.) к началу занятий были подготовлены плохо, топливом обеспечены не были, в результате чего в Гурьевской, Юдинской, Грибовской и др. школах имели место факты перебоя с топливом и учащиеся вынуждены были заниматься одевши», «… в 8 школах работники РОНО за весь учебный год (1942-ой—1943-ий — С.М.) не были ни одного раза».

 

Источник: ГАТО. Ф. 177. Оп. 9. Д. 35. Кор. 188. Л. 152 об.-153. Выдержки из документов ГАТО за 1943 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.


Народный суд Донского района в деле

Нарсуд Донского района, под председательством нарсудьи Бахметьева, при народных заседателях — Борискине — забойщике шахты № 30 и Мининой — работнике отдела кадров шахты № 23, рассмотрел на днях дело Тутика Ф. М. по обвинению его в хищении продуктов из шахтерской столовой.

Работая с 10 января по 1 марта (1943 года — С. М.) кладовщиком столовой шахты № 23, ловкий пройдоха Тутик, пользуясь бесконтрольностью, систематически воровал продукты, отпускавшиеся для питания горняков. За этот небольшой срок он похитил крупы, мяса, паюсной икры и других различных продуктов на сумму, превышающую 86 тысяч рублей.

Суд приговорил Тутика Ф. М. к 5 годам лишения свободы и удовлетворил иск ОРСа треста «Донскойуголь» на сумму 86 тысяч 700 рублей за счет имущества осужденного.

 

Источник: Суд // Московская кочегарка. — 1943. — 30 июля. — № 72. — С. 2.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


Береги лопату (Узловая)

Узловая (наш корр). Почти год навалоотбойщица второго участка шахты № 2 Галина Ткаченко пользуется одной и той же лопатой. И лопата у нее всегда в полном порядке — ручка подогнана, хорошо обтесана. Когда Ткаченко грузит уголь на транспортер, то ей не приходится и минуты простаивать из-за лопаты.

Так как на участке пока что нет кладовой, то Ткаченко вынуждена в конце каждой смены припрятывать свою лопату в каком-либо укромном уголке.

Но таких примеров бережного отношения к лопате на шахте пока мало. Нередко, идя по запасному штреку, можно обнаружить вполне исправную лопату без ручки. Она лежит, покрытая ржавчиной. Много лопат остается в завале, так как они обезличены и за их сохранность никто не отвечает.

А вот к чему это приводит. За последние пять месяцев на шахте получена 631 лопата. На каждого навалоотбойщика было выдано по 2 лопаты и все-таки их не хватает.

Руководители участков нередко жалуются на нехватку лопат. Но почему бы им не взяться за ликвидацию бесхозяйственного отношения к лопате?

Многие передовые навалоотбойщики предлагают постоянно закрепить за каждым навальщиком лопату. Это предложение заслуживает поддержки.

 

Источник: Береги лопату // Московская кочегарка. — 1944. — 7 января. — № 3 (139). — С. 2.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


Порядки прежние (г. Донской)

В столовой шахты № 1-Люторическая треста «Донскойуголь» за полгода сменились три заведующих, 2 зав. производством, а порядки остаются все одни и те же. Рабочие просиживают в ожидании блюд по часу и более. На вопрос, почему так медленно обслуживают, зав. производством Ануприенко обыкновенно отвечает:

Успеете!

Однажды я наблюдала такую картину: официантка подошла на кухне к общему котлу, зачерпнула ложкой кашу, съела и той же ложкой полезла в котел. Меня возмутило это безобразие, я обратила на него внимание Ануприенко. Зав. производством вместо того, чтобы призвать к порядку виновницу, меня же обругала:

Подумаешь, какая чистоплотная…

В столовой нет порядка. Обеды готовятся невкусно. В меню часто можно увидеть «молоко». Но молока не подают.
Руководителям шахты придется еще раз решить, что же лучше: снова сменить заведующего или заставить теперешнего навести в столовой должный порядок.

 

П. Иванова.
г. Донской.

Источник: Иванова П. Порядки прежние // Московская кочегарка. — 1944. — 2 июля. — № 79 (214). — С. 2.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


Упорядочить погрузку угля на тульских шахтах

Многие тысячи тонн угля лежат у подъездных путей на шахтах комбината «Тулауголь». На отдельных шахтах угля так много, что им забиты все бункера, все аварийные склады и добытый уголь сваливается просто в отвалы.

Площадки некоторых шахт настолько перегружены углем, что это сказывается на добыче. Скуратовская шахта № 7 в нормальных условиях выполняет суточный план добычи на 130-140 проц. Сейчас, когда все ее бункера и склады забиты углем и его некуда грузить, добыча снизилась.

Главными причинами невыполнения планов погрузки угля являются серьезные упущения в работе Московско-Донбасской и Московско-Курской железных дорог. Из-за плохой регулировки порожняка Московско-Донбасская дорога не подала в декабре (1944 года — С.М.) под погрузку свыше трех тысяч вагонов.

Важнейшие погрузочные станции тормозят оборот вагонов. На станции Присады Московско-Донбасской дороги (начальник станции т. Иванов) все время создаются пробки из составов с порожняком и груженых маршрутов с углем. В последние дни на путях станции скопилось несколько сот вагонов. Готовые маршруты с углем простаивают здесь десятки часов в ожидании отправления. Не лучше положение и на станции Жданка Московско-Донбасской дороги (начальник станции т. Алексеев) и на станции «Ясная поляна» Московско-Курской дороги (начальник станции т. Денисов). Три эти важные станции, от которых идут пути к основным группам шахт бассейна, требуют особого внимания.

Груженые составы простаивают на станциях, а иногда и в пути следования, главным образом из-за неудовлетворительной работы паровозов. Некоторые молодые, неопытные машинисты не освоили отопления паровозов подмосковным углем, а руководители паровозных депо Тулы и Узловой не организовали обучения. В Туле есть замечательный опыт Коробкова, Шехова и других лучших машинистов, мастерски отапливающих свои паровозы низкосортным углем. Но их опыт медленно передается другим механикам.

Особо следует остановиться на причинах снижения погрузки, происходящих по вине угольных трестов и шахт. Некоторые руководители трестов и шахт часто, ссылаясь на недостаток порожняка, сами безответственно относятся к ускорению темпов погрузки и оборота вагонов. Простои вагонов по вине шахт исключительно велики. В декабре (1944 года — С.М.) на шахтах треста «Товарковуголь» простои вагонов под погрузкой были чуть ли не в два раза выше нормы. Погрузка угля на шахтах в ночное время организована плохо, а на многих шахтах и вовсе не производится.

Транспортные работники комбината «Тулауголь» летом заверяли, что они хорошо подготовились к зиме, а когда зима пришла, то сразу вскрылась несостоятельность их заверений. Тот же трест «Товарковуголь» лучше всех обеспечивается порожняком под погрузки. Здесь исправно работают кольцевые маршруты Московско-Донбасской дороги. Однако вагоны на путях треста простаивают больше, чем в любом другом месте. Паровозы здесь крайне запущены. Из девяти имеющихся локомотивов действуют только пять-шесть, да и у этих тяговая сила крайне низка. Почти та же картина в тресте «Калининуголь».

Не побеспокоились вовремя транспортники комбината и о водоснабжении. В тресте «Болоховуголь» вместо двух колонок работает только одна, а в тресте «Скуратовуголь» воду просто брали из прудочка, пока он не замерз.

Отставание с погрузкой угля не тульских шахтах не может быть терпимо ни одного дня. Работники местных железнодорожных узлов, работники комбината и шахт могут и обязаны быстро выправить положение.

 

Г. Клевакин, соб. корр. «Известий».
г. Тула.

Источник: Клевакин Г. Упорядочить погрузку угля на тульских шахтах // Известия. — 1945. — 6 января. — № 5 (8615). — С. 3.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


Электротрактор из собственных материалов

Подсобные хозяйства шахт часто испытывают трудности в транспорте и тягле, и это удлиняет сроки посевной, снижает качество обработки полей. В этом году главный механик 1-й Люторической шахты т. Чернышов решил своими силами из отходов производства и лома построить электротрактор. В механической мастерской была сварена из швеллеров рама трактора, установлен редуктор старого скребкового транспортера. При активном участии всего коллектива мехцеха трактор был изготовлен в короткое время и вспахал более 20 га.

Одновременно на шахте № 24 по инициативе главного механика т. Двойника также был изготовлен электротрактор. Были использованы старые колеса от тракторов, рама от копелевской вагонетки и редуктор скребкового транспортера. Зав. мастерской т. Бойковский, слесари тт. Аболонков и Яркин собирали трактор в неурочное время. Через 10 дней он был на ходу. Как только электротрактор вышел из сборки, т. Бойковский, работавший когда-то на сельскохозяйственных машинах, предложил свои услуги в качестве тракториста.

На пахоте электротракторы показали хорошую производительность, их мощность позволяла делать глубину вспашки более 20 сантиметров.

Такие электротракторы можно собрать в механических мастерских любой шахты.

 

А. Андреев. Главный механик треста «Донскойуголь».

Источник: Андреев А. Электротрактор из собственных материалов // Московская кочегарка. — 1945. — 15 июня. — № 74 (365). — С. 2.
Текст заметки предоставлен С. Митрофановым.


См. также:

Категория: ...Тульский край | Добавил: Редактор (01.03.2017) | Версия для печати
Просмотров: 321 | Теги: 1943 год, 1944 год, митрофанов, Гато, 1945 год, 1942 год
Похожие материалы:

Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Ваш комментарий будет первым:
avatar
для детей старше 12 лет
Поиск
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
Теги
1942 год химкомбинат Пырьев 1950-е годы советские мемуары Советская площадь Мартиросян 18 ноября 1941 интервью 1930-е годы 21 ноября 1941 27 ноября 1941 24 ноября 1941 239-я стрелковая дивизия Сталиногорская правда Соцгород 1941 год ЦАМО наградные листы комиссары 25 ноября 1941 Сталиногорск-2 кавалеры ордена Красного Знамени РГАКФД комсостав медицинские работники кавалеры ордена Красной Звезды 19 ноября 1941 ул. Московская Яковлев Сталиногорцы Nara аэрофотосъемка 1943 год награжденные медалью «За отвагу» 26 ноября 1941 немецкое фото 17 ноября 1941 советские карты 16 ноября 1941 20 ноября 1941 108-я танковая дивизия 22 ноября 1941 23 ноября 1941 пехота Рафалович советские документы Коммунар 15 ноября 1941 немецкие преступления артиллеристы Сталиногорская ГРЭС 1939 год 112-я пехотная дивизия ноябрь 1941 года декабрь 1941 года 41-я кавалерийская дивизия нквд митрофанов 28 ноября 1941 180-й стрелковый полк НКВД исследования Чумичев Документальная проза сталиногорское подполье 12 декабря 1941 Мелихов Донская газета 336-й артиллерийский дивизион 330-я стрелковая дивизия ул. Комсомольская Связь времен Гато июль 1941 года октябрь 1941 года Новомосковская правда 30 ноября 1941 немецкие документы советские военнопленные 10 декабря 1941 1940-е годы братская могила 1944 год 29 ноября 1941 172-я стрелковая дивизия 4-я танковая дивизия 167-я пехотная дивизия 11 декабря 1941 Владимиров ЦГАМО 2-я гвардейская кавдивизия 13 декабря 1941 1940 год 29-я мотопехотная дивизия 161 УР РГВА 328-я стрелковая дивизия 12 огмд 1945 год Кислицын
Комментарии
"Похоронены" в Каменке...
Известно, что 24 ноября 1941 года в районе Каменки уже как два дня находились немецкие части 167-й п...




Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0