Что еще следует знать про Сталиногорск в Великой Отечественной войне, а также о боевых и тыловых буднях окрестных районов — Донского, Кимовского и Узловского.
При исследовании истории города Новомосковска (Сталиногорска) в годы Великой Отечественной войны очевидна необходимость критического подхода к оценке достоверности всех источников. А это возможно лишь при условии их совокупного исследования.
Определенным препятствием для изучения письменных источников бывшего противника и работ иностранных авторов является то, что их перевод на русский язык зачастую недоступен. С этой целью на сайте «Сталиногорск 1941» ведется работа по переводу и размещению отдельных фрагментов немецких письменных и фотодокументальных источников.
В фондах ГАТО и Кимовского архива хранятся «Акты кровавых злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Кимовского района». В них — случайные смерти, бессудные расправы над мирными жителями и советскими военнопленными, а также свидетельства настоящего гражданского подвига жителей Кимовского района Тульской области, независимо от их возраста и партийной принадлежности.
«...в районе шахты № 23-24 Бобрик-Донской Тульской области, где проходила линия обороны, был организован сбор трупов бойцов РККА. При сборе нашли 30 трупов бойцов РККА, все они были раздеты и разуты, в результате чего у 28 человек документов никаких не оказалось и не удалось установить их фамилии. У двух бойцов были оставлены пытки зверств: отрезаны уши, нос, кисть правой руки, вывернуты ноги и на спинах снят кожный покров ножом и штыком».
Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года в редакции 1926 года и более поздних редакциях устанавливала ответственность за контрреволюционную деятельность: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
В обиходе она именовались «58‑я статья», а заключенные, приговоренные по ней, назывались «политическими», по сравнению с обычными преступниками («уголовниками», «бытовиками»).
«[10 декабря 1941 года] мы заняли деревню Ренево, что на Дону в Тульской области. Когда вышли из деревни на ровное пространство, а шли мы почти строем, немцы по нам открыли ураганный огонь. Мы залегли. Часть наших воинов стали отползать обратно к деревне. Остались лежать только убитые и раненые...»
О красноармейцах и командирах, которые вышли из пекла кровавых сражений Великой Отечественной войны и остались живы, но оказались в плену. Только каждый третий сумел выжить в концентрационных лагерях и вернуться домой. По материалам книги «Запрещенные солдаты», в которой использованы документы, переданные в 1991 году на государственное хранение, а в 2005 году с них был снят гриф секретности.
Практически одновременно, в 2015 году, идею фотопроекта «Связь времен» в Новомосковске (Сталиногорске) реализовали две независимые команды: Александр Плотников и Наталья Корчук, а также Игорь Шенцов с супругой. Как вообще пришла такая идея, как она была реализована и другие аспекты этой интересной совместной работы — в прямой речи авторов.
В фондах ГАТО и Кимовского архива хранится «Список граждан, зверски убитых фашистами во время их пребывания на территории Кимовского района». В нем — случайные смерти, бессудные расправы и свидетельства настоящего гражданского подвига жителей Кимовского района Тульской области, независимо от их возраста и партийной принадлежности. Короткие и безапелляционные формулировки в графе «Какая произведена расправа фашистами» образца 1941 года обозначаются ныне, по опыту военных США, «удобным», зачастую маскирующим реальные военные преступления термином «сопутствующий ущерб» (англ. collateral damage). Документ приводится с расшифровкой в квадратных скобках.
Машина бежала быстро. За окном мелькали придорожные кустарники с набухшими почками, колхозные поля с маячащими вдали тракторами. Григорий Андреевич Аванесов смотрел на меняющийся пейзаж, и мысли возвращали его в прошлое...