Подборка газетных заметок и документов о тыловых буднях окрестных районов города Сталиногорска в годы Великой Отечественной войны. Приводятся в хронологическом порядке за 1941-1945 годы:
далее: 1942-1945
В пути шофер выпил... и остановил поезд (Богородицкий район)
Шла по телевизору в 1990-е годы, если помните, такая реклама: «Ехали мы недавно с Максом автостопом. Глотнули «Фанты». И машину я первый поймал. А Макс открыл еще «Фанты» и остановил крутейший автобус. Ну, я снова «Фанты» — и тормознул поезд, прикинь? А Максу и этого мало. И он решил, что теперь можно все…»
Похожая ситуация произошла однажды и в Тульской области, только гораздо раньше, в 1941 года. Правда, «герой» этой истории (назовем его N., был он родом из Пензенской области, по профессии — шофер) пил не прохладительный напиток, а водку. Но суть в том, что также добился того, чтобы поезд остановился…
Это случилось 26 июня 1941 года. N на тот момент был мобилизован в РККА и как специалист-водитель следовал поездом в часть вместе с другими мобилизованными. Эшелон вез и автомобили. N являлся на тот момент старшим команды.
В пути шофер выпил и «на ходу поезда с платформы перешел на паровоз, где стал приставать к машинисту и кочегару, с паровоза сбросил звезду и битон (очевидно, бидон — С.М.), несмотря на предупреждения машиниста, свои хулиганские действия не прекращал».
В итоге машинист был вынужден остановить поезд. Состав замер на станции Жданка Московско-Донбасской железной дороги в Богородицком районе Тульской области. Машинист отправился докладывать о случившемся начальнику станции и оперуполномоченному милиции.
Милиционер предложил N зайти в дежурную комнату. Но шофер-хулиган отказался туда идти, «при этом выражался нецензурными словами и сотруднику милиции нанес 2 удара кулаком по голове, а затем взял имевшуюся на платформе в автомашине бутылку из-под водки и бросил ее в сотрудника милиции, но не попал, и бутылка пролетела мимо и разбилась о платформу».
При помощи других лиц N все-таки смогли задержать и доставить в отделение милиции. Поезд же простоял на станции Жданка 10 минут.
Дальше судьба N зависела от решения Военного Трибунала войск НКВД по Московской области. Открытое судебное заседание проходило в Туле. Без участия обвинения и защиты. N был признан виновным. 20 июля 1941 года его приговорили в 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в исправительно-трудовых лагерях, без поражения в правах. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал.
Дальше следы N теряются…
С. Митрофанов, по материалам ГАТО за 26 июня 1941 года.
На строительстве шоссейной дороги Венёв-Тула и другие новости Венёвского района 7 июля 1941 года
Кадр из немецкого киножурнала «Ди дойче вохеншау» № 593 — вражеская техника движется по дороге в районе Венёва, ноябрь 1941 года; возможно, по тому самому шоссе, которое венёвцы строили летом 1941 года.
…
Население отзывчиво откликается на проведение общественных работ. Так, 3 и 4 июля (1941 года — С.М.) на строительстве шоссейной дороги Венёв-Тула работало 1545 подвод и 1650 колхозников и колхозниц на подвозке песка, камня и лесоматериала.
На 3 июля (1941 года — С.М.) по району засилосовано 736 тонн, подкормлено яровых 1170 га, поднято паров 12368 га, прополото озимых и яровых 25712 га.
Взрослое население города принимает активное участие в оборудовании бомбоубежищ в пустующих подвалах. Бомбоубежищ, оборудованных скамейками, освещением и светомаскировкой, подготовлено на 2370 человек.
…
Источник: ГАТО. Ф. 177. Оп. 6. Д. 73. Кор. 109. Л. 141. Выдержка из документа за 7 июля 1941 года.
Текст документа и фото предоставлены С. Митрофановым.
Отправка комсомольцев и молодежи на спецработы 4-5 сентября 1941 года
М. С. Ларионов, Тула, 1941
В 1941 году во время Великой Отечественной войны секретарь Тульского обкома ВЛКСМ Ларионов[1] разослал секретарям Тульского обкома ВКП/б/ Жаворонкову В.Г., Калиновскому А.В. и Шарапову Н.И. справку «о посылке комсомольцев и молодежи на спецработу». Очевидно, под спецработами подразумевались рытье траншей и противотанковых рвов, а также строительство оборонительных сооружений[2].
«4-5 сентября из районов области направлено на спец. работу 2.536 комсомольцев и несоюзной молодежи… Мобилизованная молодежь отправлена двумя эшелонами», — информировал Ларионов. Начальниками этих эшелонов являлись инструктор обкома ВЛКСМ Исайченков и заместитель председателя обкома союза школьных работников Куликов.
В документе приводится любопытный факт: каждый эшелон имел вагон-лавку с продуктами: хлеба везли 5800 кг, колбасы — 250 кг, масла — 250 кг, сахара — 250 кг, кондитерских изделий — 250 кг, сыра — 75 кг, огурцов — полтонны. Плюс в вагоне-лавке имелись махорка и папиросы.
«Вместе с молодежью на спец. работу поехали 58 членов и кандидатов ВКП/б/, выделенные горкомами, райкомами партии в качестве руководителей, и 15 комсомолок-сандружинниц с необходимыми медикаментами», — докладывал Ларионов.
В документе приводятся также следующие данные: сколько «комсомольцев и молодежи» и от каких районов уехало на эти самые спецработы. Укажу лишь некоторые районы.
Итак, из Венёвского района отправились трудиться 46 человек, из Донского — 131, из Кимовского — 31, из Крапивенского — 46, из Ленинского — 35, из Плавского — 67, из Сталиногорского — 82, из Узловского — 91, из Щёкинского — 103, из Тулы — 187.
С. Митрофанов.
По материалам ГАТО (Ф. 177. Оп. 6. Д. 54. Кор. 107. Л. 132-133).
[1] Михаил Сергеевич Ларионов (1910 — 1978), руководитель Тульской областной комсомольской организации в годы Великой Отечественной войны. Трудовую деятельность начал трактористом, после окончания педагогического техникума работал в средней школе Сталиногорска (ныне Новомосковск), с 1936 года — на комсомольской работе. Первый секретарь Тульской областной комсомольской организации (май 1940 — февраль 1944 года). В 1944 году выдвинут на работу в ЦК ВЛКСМ, затем до ухода на пенсию находился на партийной работе в ЦК КПСС.
[2] См. например, Туманов А. С. Родина в опасности / Тула: Страницы хроники героической защиты города-героя в 1941 г. — М.: Политиздат, 1985. — 192 с.:
«Между тем, несмотря на героизм и мужество советских воинов, фронт приближался к сердцу России. В конце августа 1941 года возникла неотложная необходимость мобилизовать людей на строительство оборонительных рубежей в Смоленской и Калининской областях.
...Поздним августовским вечером в кабинете первого секретаря обкома ВЛКСМ М. С. Ларионова раздался телефонный звонок из Москвы. Секретарь Центрального Комитета комсомола Николай Александрович Михайлов спросил:
— Сколько вам нужно времени, чтобы поднять 20 тысяч комсомольцев на строительство оборонительных рубежей?
— Сделаем в срок, какой дадите, — ответил Ларионов.
— Можем дать лишь двое-трое суток. Людей направляйте с лопатами, топорами, пилами, обеспечьте продуктами питания на месяц...
Быстро оповестили райкомы. С помощью партийных и советских органов решили вопросы о продуктах, транспорте и снаряжении. В установленный срок десять эшелонов с людьми отбыли из Тулы на Ельню и Ржев, Вязьму и Великие Луки. 20 тысяч комсомольцев и несоюзной молодежи направлялись туда, где нужна была их помощь».
На базах технического снабжения Углеснаба, Сталиногорскшахтостроя и Мосбассжилстроя, 27 декабря 1941 года
В городе Туле, а также в окрестностях находились крупные базы технического снабжения Углеснаба, Сталиногорскшахтостроя и Мосбассжилстроя. Все базы находятся в исключительно плохом состоянии, большинство материалов расхищено, документация уничтожена, а поэтому необходима самая тщательная инвентаризация и охрана.
Крупнейшая база технического снабжения на Криволучье захвачена металлокомбинатом, которым выбирается наиболее ценное оборудование для автомашин и по электрооборудованию. Наряду с этим такие вещи, как транспортная лента, расхищается окрестными жителями. Совершенно беспризорными лежат голомедный провод и электромоторы.
Источник: ГАТО. Ф. 177. Оп. 8. Д. 76. Кор. 176. Л. 10 об. Выдержка из документа за 27 декабря 1941 года.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.
Немецкая разведка поспешно бежала, оставив пилотку и флягу (Венёвский район)
Этот интересный случай, описанный в Журнале боевых действий 11-ой отдельной танковой бригады, произошел в Тульской области ночью 25 ноября 1941 года. Данный случай ярко характеризует намерения вражеской разведки и способы их воплощения, а также дает понять, как война уже научила советские войска реагировать на действия гитлеровцев в экстремальной обстановке — четко, без суеты и паники. Немцы сунулись — наши тут же мужественно им ответили… Слово — документам.
«В 23.00 в Звойка (ныне на территории Веневского района есть деревни Большая Звойка и Звойские Выселки — авт.) вошла немецкая разведка в составе 10-11 челов[ек]. с бронемашиной, которая пыталась захватить пленного, но, своевременно обнаруженная, она под воздействием пулеметно-ружейного огня и огня зенитных орудий поспешно бежала, оставив на месте пилотку и флягу».
В течение 25 ноября наши солдаты «наблюдали беспорядочное движение автомашин и иногда танков противника по дороге Венев-Кашира».
Как поступили с трофеями? Пилотку, возможно, красноармейцы покрутили-повертели в руках, разглядывая, а потом выкинули. Или отдали какому-нибудь солдату-водителю — протирать машину. А вот флягу новый ее владелец наверняка использовал по назначению. Такие вещи на войне всегда ценились. Особенно если прежде у бойца была своя фляжка стеклянная… А у стеклянной жизнь на фронте короче алюминиевой. Факт!..
С. Митрофанов,
по материалам Журнала боевых действий 11 отбр с 3 октября 1941 года по 17 августа 1943 года (ЦАМО, ф. 3081, оп. 1, д. 5).
План децентрализованных заготовок шерсти и овчин и задание по поставке теплой одежды и обуви для Красной Армии (по районам Тульской области)
В ГАТО хранится интересный документ периода Великой Отечественной войны — план децентрализованных заготовок шерсти и овчин и задание по поставке теплой одежды и обуви для Красной Армии (по районам Тульской области). Вот только несколько выдержек из этого документа, знакомясь с которыми, в частности, узнаёшь, сколько же дворов насчитывалось в районах.
Так, Венёвский район, в котором насчитывалось 6205 дворов, должен был поставить 3200 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 1600 пар валенок.
Донской район (1119 дворов) должен был поставить 1050 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 530 пар валенок.
Кимовский район (4167 дворов) должен был поставить 2080 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 1050 пар валенок.
Крапивенский район (5160 дворов) должен был поставить 2700 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 1300 пар валенок.
Плавский район (7553 двора) должен был поставить 3900 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 2000 пар валенок.
Сталиногорский район (1506 дворов) должен был поставить 750 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 300 пар валенок.
Узловский район (2735 дворов) должен был поставить 1360 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 600 пар валенок.
Щёкинский район (3080 дворов) должен был поставить 1540 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 760 пар валенок.
Ленинский район (4160 дворов) должен был поставить 2080 пар шерстяных рукавиц, столько же пар шерстяных носков и 1100 пар валенок.
С. Митрофанов,
По материалам ГАТО (Ф. 177. Оп. 6. Д. 54. Кор. 107). [1941 год; дата не указана]
См. также:
|