11 декабря 1941 года в 8:25 (мск) в журнале боевых действий немецкой 112-й пехотной дивизии, оставленной для прикрытия Сталиногорска, появляется короткая запись:
Боевая тревога! Русский эскадрон в районе Сталиногорска-2.
С этого момента началось освобождение города от немецких оккупантов кавалеристами 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Из советского политдонесения: «Невзирая на малочисленный состав [5-го кавалерийского] полка и отсутствие эскадрона автоматчиков, бойцы, командиры и политработники шли в бой смело и решительно, уничтожая оккупантов [в г. Сталиногорске]».
Почти одновременно в 9:45 командир немецкого 120-го разведывательного батальона, комендант Сталиногорска-2, майор фон Розенберг докладывает из Сталиногорска-2 в штаб 112-й пехотной дивизии, г. Узловая: «Обстрелян. Предположительно гражданскими». Ему поставлена задача во что бы то ни стало попытаться выбраться, захватив автомобиль.
Генерал П. А. Белов здесь вносит существенную ясность: «На помощь нам при освобождении этой части города пришли местные жители, сражавшиеся вместе с бойцами на улицах. Комсомольцы Николай Лукин и Сима Селезнева подносили патроны. Другие девушки и юноши ходили в разведку, помогали эвакуировать раненых. Двенадцать молодых рабочих во главе с Сарычевым и Володиным напали на немецкий штаб, располагавшийся в городе. Благодаря этому на какое-то время было нарушено управление войсками противника».
Таким образом, сопротивление в Сталиногорске не только не было сломлено, но гражданское население вместе с подпольщиками активно участвовали в освобождении своего родного города. В дальнейшем «планомерный отход» немецких войск быстро и жестко форсировали танкисты 9-й танковой бригады и «катюши» 12-го отдельного гвардейского минометного дивизиона, а командир группы Сарычев вместе с наступающими войсками прошел от Сталиногорска до поселка Щёкино, проводя разведку тылов противника. От генерала П. А. Белова ему объявлена благодарность.
|