В мае 2019 года интернет-портал «Сталиногорск 1941» инициировал полномасштабную выверку братских могил Новомосковска Тульской области периода Великой Отечественной войны. Впервые спустя 77 с лишним лет с того момента, как отгремели последние бои за Сталиногорск, каждое из 1107 имен на братских могилах города тщательно проверяется по донесениям о потерях и другим документам периода войны, опубликованным на портале «Память народа» (официальный ресурс Министерства обороны РФ).
По состоянию на начало сентября 2019 года уже выверены 17 из 21 воинского захоронения на территории современного городского округа Новомосковск (Сталиногорск — в 1941 году). Предварительно 461 запись не выдержала проверку. Эти имена предстоит вычеркнуть из списков, а погибших и похороненных в братских могилах других населенных пунктов Тульской, Рязанской, Калужской и других областей — внести в списки по месту фактического захоронения. В то же время, документально подтверждены 89 имен из 550, что составляет немногим более 16 %.
Такая низкая доля подтвержденных записей имеет свои объективные и субъективные причины: неточности в первичном учете потерь военного времени прискорбно наложились на послевоенные особенности работы военкоматов и отдельных патриотов-краеведов. Приведем пару примеров.
Сталиногорск vs Сталинград: «Парк Памяти»
В Новомосковском историко-художественном музее хранится уникальное фото красноармейца Николая Яковлевича Железняка, похороненного в братской могиле «Парк Памяти» (г. Новомосковск, ул. Парковый проезд). Он указан под № 54 в карточке этого воинского захоронения.
Однако с помощью архивных документов легко убедиться, что это не совсем так. Стрелок 284-й стрелковой дивизии Николай Железняк убит в бою под Сталинградом 26.09.1942 и похоронен в самом городе, который ныне носит имя Волгоград. Что касается Сталиногорска (Новомосковска), то 26.09.1942 бои за него не велись: они уже давно отгремели в ноябре-декабре 1941 года, почти год назад.
Сталиногорск vs Сталинград, Сталиногорск vs Новомосковск Днепропетровской области — эти и другие невероятные открытия регулярно встречаются в проводящейся выверке воинских захоронений.
«Девушки организовали встречу с бойцами красноармейцами...»
Освобождение Сталиногорска в декабре 1941 года — это не только геройски сверкающие клинки конников генерала Белова на улицах города и слезы радости от долгожданной встречи с освободителями. Скорее наоборот, бывало всякое. И весьма непередаваемое...
Вечером 13 декабря 1941 года после боев в д. Княгинино девушки организовали встречу с бойцами красноармейцами 330-й стрелковой дивизии. «Было весело» — отмечала молодой агроном Анна Крючкова в своем дневнике. Напомним, что в ходе боев за освобождение своей родной деревни Княгинино А. А. Крючкова с риском для собственной жизни «вынесла с поля боя 16 раненых бойцов и 3-х средних командиров с оружием и оказала им первую помощь, принимала активное участие в эвакуации раненых», за что была награждена медалью «За отвагу».
«Когда части Красной армии выбили немцев из Сталиногорска, то остановились в дер. Княгинино на поселение» - продолжает оперуполномоченный Сталиногорского горотдела УНКВД сержант государственной безопасности Шадский. По этому поводу местный парень Владимир Чурсин раздобыл с анилино-красочного завода (ныне Оргсинтез) ведро спирта. Спирт оказался метиловым...
Мучительная смерть пришла не от немецкой пули. 13-15 декабря 1941 года в д. Княгинино отравились насмерть метанолом 33 командира и красноармейца, и еще трое местных, включая отца самой Анны Крючковой. Жертвами этой трагедии стали А. М. Жуляков и Г. М. Нычик, командиры 1-й и 3-й стрелковых рот 1-го стрелкового батальона 1111-го стрелкового полка, штурмовавшие г. Михайлов, освобождавшие Савино, Сталиногорск... И один расстрелянный (сталиногорские следователи просто не смогли представить это иначе как «террористический акт с целью ослабления боевой мощи Красной армии»).
Нужно ли сейчас ворошить это прошлое?..
В братской могиле № 8 в деревне Княгинино лежит лейтенант Григорий Мартынович Нычик, уроженец города Вышний Волочёк ныне Тверской области. И он «погиб в боях за Родину» — указано в его учетно-послужной карте в ЦАМО.
Командир роты лейтенант Андрей Макарович Жуляков похоронен в братской могиле № 1 «Парк Памяти» (г. Новомосковск, ул. Парковый проезд). Его номер в списке — 57.
Их записи подтверждены.
Тем временем...
Одновременно проводится «обратная выверка» — поиск имен погибших и похороненных защитников Отечества по донесениям о потерях воинских частей и соединений, которые вели боевые действия на территории современного городского округа Новомосковск. Это 5 дивизий и несколько частей Красной армии. Помимо погибших бойцов и командиров данных воинских подразделений, в местных братских могилах похоронены также умершие от ран и болезней в эвакуационных госпиталях, работавших здесь в 1941—1945 годах (ЭГ 2981, ЭГ 3011 и другие). Таким образом установлено уже 121 «забытое» имя.
Кроме того, по архивным документам выявлено 5 первичных воинских захоронений, которые ныне официально не существуют: в д. Шишлово, д. Иван-Озеро, д. Хмелёвка, в сквере политехнического колледжа, а также захоронение мирных жителей-жертв фашизма в д. Ново-Яковлевка (всего — 77 установленных имен).
В целом, эта работа позволит выявить «забытые» имена и во многом разрешить накопившиеся проблемы с памятью в данном регионе. Результаты выверки докладываются в военный комиссариат городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области. С ходом работ и отчетами также можно познакомиться онлайн на сайте «Сталиногорск 1941». Планируется завершить основные работы к маю 2020 года, в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
На заглавном фото: Григорий Андреевич и Вера Ивановна Аванесовы у монумента Вечной славы, г. Новомосковск, 6 мая 1983. Из фондов Новомосковского историко-художественного музея. |