Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 43%

Новые фотографии и иллюстрации:

Литература

«Сталиногорское направление»

«Оборона и освобождение Сталиногорска в 1941 году»

Главная » 2019 » Август » 8 » Хроники выверки: цена штурма села Гремячее
Хроники выверки: цена штурма села Гремячее
отчет о выверке
43% на 21.08.2019
(52 подтв. +120 —426)

В ходе продолжающейся выверки братских могил г. Новомосковска Тульской области обработано 43% имен погибших здесь защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны. По предварительным данным на 08.08.2019, из 478 записей лишь 52 подтверждены, а остальные 426 не выдержали проверку. Их предстоит вычеркнуть из списков, а погибших и похороненных в братских могилах других населенных пунктов Тульской, Рязанской и Калужской областей — внести в списки по месту фактического захоронения.

В декабре 1941 года одним из первых освобожденных советскими войсками населенных пунктов, находящихся на территории муниципального образования г. Новомосковск, стало старинное село Гремячее. Высокую цену победы ныне молчаливо подтверждает количество похороненных в местном воинском захоронении № 15224 бойца и командира Красной армии. В их числе командир 1103-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии дивизии Иван Митрофанович Талубьев, который лично повел красноармейцев на штурм Гремячего. В последний раз...

 

 
Наградной лист с представлением И. М. Талубьева к ордену Красного Знамени посмертно, ЦАМО

 

До недавнего исследования Михаила Переславцева в братской могиле № 15 в поселке Гремячее были указаны захороненными 215 известных и 9 неизвестных защитников Отечества. 21 июня 2019 года здесь торжественно открыты четыре новые памятные плиты с именами еще 47 погибших защитников Отечества, вновь выявленных М. С. Переславцевым по архивным документам военного времени. Однако не стоит торопиться подводить окончательные итоги.

 


Новые памятные плиты на обновленном мемориале в с. Гремячее, 22 июня 2019.
Фото: А. Яковлев.

 

По результатом проверки, проводимой порталом «Сталиногорск 1941», лишь 38 имен (из 215) действительно подтверждаются донесениями о потерях и иными документами портала Минобороны РФ «Память народа». При этом 177 человек (т.е. 83%) — не могут быть похоронены в поселке Гремячее, поскольку 102 из них похоронены в других населенных пунктах (в том числе, 25 — в д. Береговая Белёвского района; 10 — в д. Хлуднево Думиничского района Калужской области; 10 — в д. Которь Думинического района Калужской области; 8 — в д. Шишлово муниципального образования Новомосковск; 7 — в д. Степановка Товарковского района; 7 — в д. Ренево Кимовского района; 3 — в д. Березово Белёвского района; 2 — в д. Поляна Думиничского района Калужской области и т.п.); кроме того, пропали без вести — 3 человека и остались живыми — 7. Об этом свидетельствуют документы военного времени. И наконец, вообще нет никаких подтверждающих сведений — еще на 25 человек.

Что касается вновь выявленных имен, то здесь также возникают определенные вопросы, после ответов на которые остается 37 подтвержденных записей (из 47 первоначальных). Так, не могут быть похоронены в поселке Гремячее — 4 чел. (красноармеец Козлов Михаил Яковлевич похоронен в с. Надчицы Млиновского района Украины, а еще трое остались живыми по выявленным архивным документам). Также следует убрать 5 дублирующихся записей, а еще по одной записи целесообразна дополнительная проверка (красноармеец Ремов Алексей Константинович).

Вместе с тем, по изученным донесениям о потерях 328 сд, 10 А и Западного фронта дополнительно установлены 5 новых имен защитников Отечества, погибших здесь в ноябре-декабря 1941 года. Просмотр этих донесений еще далеко не завершен, но об одном из них хотелось бы рассказать уже сейчас — с какими далеко неоднозначными ситуациями порою приходиться иметь дело, и насколько осторожно следует подходить к идентификации судьбы каждого солдата.

Двойные и тройные захоронения

Красноармеец Павел Степанович Мартынов — уроженец д. Боровицы Петровского района Ярославской области, призван в Красную армию Петровским РВК Ярославской области. В 1941 году он воевал пулеметчиком 1103-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии 10-й армии. Освобождал г. Михайлов Рязанской области и село Гремячее Тульской области. Дома в Боровицах его ждала жена Анна Федоровна Мартынова. Но так и не дождалась...

Архивные документы свидетельствуют: согласно донесению Западного фронта № 7638 от 12.05.1942 и книги погребения 31 гв. сд (бывшая 328 сд), Павел Мартынов погиб в бою 8 или 9 декабря 1941 года у c. Гремячее Тульской области и там же похоронен. Путаница с датами — достаточно частое явление — в данном случае однозначно проясняется перекрестно по советским и немецким оперативным документам. Согласно ним, бой за село Гремячее шел 9.12.1941, а в течение предыдущего 8 декабря бойцы 328-й стрелковой дивизии еще только выдвигались к назначенному рубежу (см. например на сайте «Сталиногорск 1941» архивную справку ЦАМО РФ № 1 / 3947 от 14 апреля 2016 г., а также журнал боевых действий 25-й моторизованной пехотной дивизии вермахта за то самое 9 декабря 1941 года).

 


Положение на 9 декабря 1941 года 9:00 Гремячее, фрагмент немецкой карты. Прямыми двойными стрелками обозначены фронтальные атаки Гремячего силами 1103-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии, круглыми одиночными — успешный обход 1105-го стрелкового полка с севера. С юга окружение Гремячего выполнял 1107-й стрелковый полк. Источник: NARA, T. 315, R. 812: 25 Infanterie-Division, F. 695.

 

Упомянутые донесения о Павле Мартынове на портале «Память народа»:
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie1308581/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie1151470762/
(здесь с опечаткой указан как Мартьянов)

Казалось бы, это победа — документально установлено «забытое» имя героя!.. Однако есть еще одно важное обстоятельство. Внезапно на стр. 129 этого же донесения Западного фронта № 7638 от 12.05.1942 и на стр. 7 этой же книги погребения 31 гв. сд находим записи о том, что красноармеец П. С. Мартынов убит в бою 12 или 13 декабря 1941 года у д. Михайловка Тульской области и похоронен в д. Ренево Кимовского района... Смотрите сами:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie1308641/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie1151470528/

Что ж, встречается всякое — особенности учета военного времени в целом печально известны. Но в данном конкретном случае, смерть и захоронение одного и того же человека в двух разных населенных пунктах (с. Гремячее и д. Ренево) подтверждаются одними и теми же первичными документами! Добавим, что Павел Мартынов ныне указан в списке похороненных в братской могиле д. Ренево Кимовского района: № 172 в списке.

И снова находим его под № 84 в списке похороненных в братской могиле п. Ленинский Тульской области.


Работник горвоенкомата И. Ярцев: «Об этом забывать нельзя». Новомосковская правда, 9 мая 1969. Предоставлено С. Митрофановым.

В подобных случаях целесообразно проведение дополнительной проверки, т.к. при отсутствии других подтверждающих документов обе версии его гибели — равновероятны. С уверенностью можно утверждать лишь об одном — что красноармейца Мартынова следует исключить из списков похороненных в братской могиле п. Ленинский Тульской области. Созвучный населенный пункт д. Гремячево Ленинского района действительно просто перепутать с поселком Гремячее муниципального образования г. Новомосковск, если не владеть информацией о том, в каком именно районе в декабре 1941 года вела боевые действия 328-я стрелковая дивизия.

Другие распространенные ошибки в учете военных потерь

Среди «неподтвержденных» есть и красноармеец Яков Федорович Матвеев, уроженец г. Богородска Куйбышевской (ныне Нижегородской) области. Его судьба особо примечательна тем, что сведения о нем ошибочны как в документах военного времени, так и в послевоенной карточке воинского захоронения. Что ж, все допускают ошибки, а в этом случае — двойные.

Итак, в карточке воинского захоронения 71−170/2014 в д. Новики (с. Гремячее) муниципального образования Новомосковск Тульской области под № 118 указан рядовой Матвеев Яков Федорович (1900—12.1941). Его имя высечено, конечно же, и на мемориальной плите:
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_zahoronenie87382988/

Характерно, что у большинства таких, как он, точная дата смерти в карточке не указана. Это имеет свое неприглядное объяснение. В декабре 1941 года 41-летний стрелок 1105-го стрелкового полка 328-й стрелковой дивизии красноармеец Матвеев освобождал г. Михайлов Рязанской области, штурмовал с. Гремячее и д. Дубовое Тульской области. Но согласно донесению штаба 328 сд № 2222 он считался убитым и похороненным весьма далеко от села Гремячее — свой последний бой красноармеец Матвеев принял 21 января 1942 года в д. Хлуднево Думиничского района Калужской области. Справочно, это селение, центр хлудневской игрушки, находится в 244 км к западу от села Гремячее, бои за которое отгремели уже как 1,5 месяца назад — 9 декабря 1941 года.
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51886056/

Как же тогда он оказался «похороненным» в селе Гремячее? Обычный бардак в ведении любого учета приводит к вполне предсказуемым последствиям. И это первая особенность послевоенного учета похороненных в воинских захоронениях муниципального образования Новомосковск Тульской области (но отнюдь не единственная, а весьма распространенная в масштабах всего муниципального образования).

Как теперь известно, с начала января 1942 года 328-я стрелковая дивизия вела кровопролитные бои по уничтожению блокированной группировки немецких войск в районе Сухиничей. Части 328 сд были уже довольно сильно обескровлены непрерывными боями: к тому времени в каждом из ее полков, в среднем, насчитывалось около 50 боеспособных бойцов. Блокированные немецкие войска, с другой стороны, численно превосходили этот заслон, и кроме того, ждали встречного удара для своего деблокирования. Ситуация была настолько критической, что 18 января на помощь 328 сд выделены 4 отряда ОМСБОН, общей численностью около 315 человек. Их бой у деревни Хлуднево 23 января стал одним из героических эпизодов заключительного этапа битвы за Москву в ходе Великой Отечественной войны. В тот день здесь погибли 22 бойца, в том числе Герой Советского Союза Лазарь Паперник. В 1967 году на братской могиле чекистов-лыжников установлена стела.

Однако малоизвестно, что около недели до этого боя эту же деревню, через которую проходила дорога на Сухиничи, при январских морозах многократно и безуспешно пытались отбить части 328 сд. Ныне об этом свидетельствуют лишь многочисленные донесения о потерях на сайте «Память народа». Именно в одной из таких атак 22 января 1942 года красноармеец Яков Матвеев попал в немецкий плен. В его карточке военнопленного уточняется, что Яков Федорович родился 21.03.1900 и попал в плен больным. Содержался в лагере г. Хаммельбург (Германия):
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_plen290043048/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_plen66632930/

Таким образом, Яков Федорович Матвеев не погиб 21 января 1942 года, как посчитали в штабе 328 сд. Еще одна ошибка в учете потерь военного времени, которую, впрочем, не поздно исправить даже 77 лет спустя. 

 

  
5-й сверху на правой плите — Матвеев Я. Ф., воинское захоронение 71−170 в д. Новики (с. Гремячее) муниципального образования Новомосковск Тульской области, июнь 2019.

«Заживо захороненные»

Среди «неподтвержденных» имен обнаруживаются не только погибшие в других населенных пунктах, но и пропавшие без вести, и даже... выжившие в той страшной войне. К сожалению, это не единичные случаи, а массовые. Приведем показательный пример.

Знакомьтесь: Евдоким Александрович Белов, уроженец Спировского района Калининской (ныне Тверской) области. Он значится под № 13 в карточке воинского захоронения 71-170/2014 д. Новики Гремячевского сельского поселения Тульской области. Давайте проясним эту ситуацию по архивным документам военного времени, опубликованным на портале Минобороны РФ «Память народа». 

Итак, согласно донесению о потерях 328-й стрелковой дивизии № 2222 от 24.02.1942, в 1105-м стрелковом полку этой дивизии действительно воевал красноармеец Евдоким Александрович Белов. В ходе советского контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года стрелок Белов освобождал с. Гремячее ныне муниципального образования город Новомосковск. Пройдя с боями почти всю Тульскую область, он был убит в бою 27 декабря 1941 года в д. Береговая Белёвского района и похоронен там же. 

Каким образом он мог оказаться в списках братской могилы д. Новики Гремячевского сельского поселения? Ответа на этот вопрос, скорее всего, нет. Возможно просто не стоит искать смысл там, где его нет: обычный бардак в ведении любого учета приводит к вполне предсказуемым последствиям.

Впрочем история красноармейца Евдокима Белова на этом не заканчивается. 27 августа 1942 года он поступил из эвакогоспиталя № 2896 в 202-й запасной стрелковый полк, а 14 сентября 1944 года снова признан годным к службе. Наконец, 13 сентября 1945 года он награжден медалью «За боевые заслуги». В его наградном листе отмечалось, что он имеет пять ранений (два тяжелых и три легких), участвуя в боях с декабря 1941 года.

 

 
Наградной лист с представлением Е. А. Белова к ордену Красной Звезды (награжден медалью «За боевые заслуги»), ЦАМО

 

Таким образом, в судьбе солдата неточности в учете потерь военного времени наложились на послевоенные особенности работы военкоматов и местных администраций. Дважды похороненный, но живой — боевой путь героя в документах портала Минобороны РФ «Память народа»:
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51886357/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp1995464504/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp20632651/
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie24851151/

Почему при проверке воинских потерь нельзя полагаться только на ОБД «Мемориал»

Если вкратце: нельзя, т.к. в ОБД «Мемориал» нет наградных документов, а поиск по документам военно-пересыльных пунктов и запасных полков возможен только на отдельной странице (нет в общем списке результатов поиска). Как не тренируй свою невнимательность, очень просто пропустить документы более поздних периодов, которые полностью опровергают ранние донесения о потерях. Например, в 1941 году солдат значится погибшим, а в более поздних документах за 1942-1943 годы он жив-здоров, да еще и награжден... Или дважды/трижды похоронен. Или пропал без вести. Такие объективно-субъективные особенности национального учета воинских потерь встречаются с завидной регулярностью. Это война...

Чем же тогда лучше пользоваться? Портал «Память народа» решительно лишен этих досадных недостатков. В результатах поиска выводятся все документы Минобороны РФ по герою войны, включая наградные документы, картотеку личного состава, донесения госпиталей, военно-пересыльных пунктов, запасных полков и т.п. Однозначно, «Память народа» — более надежный и быстрый способ узнать реальную судьбу солдата.

Что ж, оказывается, так все просто? Конечно же нет. Естественно, портал «Память народа» — отнюдь не панацея. В частности, свободный интернет-поиск никто не отменял. Сведения о якобы погибшем или пропавшем без вести защитнике Отечества могут убедительно опровергаться его родственниками на страничке «Бессмертного полка», на сайтах ветеранских организаций или даже лично в послевоенном интервью самого ветерана. Запрос в военкомат или по предполагаемому месту жительства также может перевернуть страницу в судьбе защитника Отечества.

Так, красноармеец Василий Федорович Быстров (род. 1904), боец 328-й стрелковой дивизии, по всем первичным документам считался погибшим 08.12.1941 в ходе советского контрнаступления под Москвой в селе Гремячее муниципального образования город Новомосковск. Наконец, в 2019 году, в числе других 45 защитников Отечества, отдавших здесь свои жизни за свободу и независимость, он торжественно увековечен на мемориальных плитах местного воинского захоронения. Однако более тщательное изучение документов портала «Память народа» однозначно указывает на то, что на самом деле в бою за Гремячее он был ранен и остался жив. После выздоровления в марте 1942 года Василий Быстров прибыл в 206-й запасной стрелковый полк Западного фронта, откуда направлен в 1314-й полк 17-й стрелковой дивизии. Затем 3 сентября 1942 года он пропал без вести. Но и это еще не все. 5 декабря 1943 года герой награжден медалью «За боевые заслуги». 

Не менее показательна судьба трижды похороненного красноармейца Николая Дмитриевича Макина. Уроженец Тунгокоченского района Читинской области принял боевое крещение в ноябре 1941 года при обороне Сталиногорска Тульской области в составе 239-й стрелковой дивизии. Согласно донесениям о потерях считался погибшим 28 ноября 1941 года при прорыве дивизии из окружения в селе Спасское. И там он значится похороненным, в первый раз. Во второй раз, в 1980-х годах, донской краевед Алексей Мелихов (для надежности?) также внес его в список похороненных в братской могиле № 6 г. Донского Тульской области. Однако в действительности Николаю Макину удалось выйти из окружения в расположение советских частей. Затем он принял участие в советском контрнаступлении под Москвой. Сражаясь в 208-м запасном полку, красноармеец Николай Макин погибнет два месяца спустя, в феврале 1942 года. Похоронен в могиле № 20 у с. Ямы Уваровского (ныне Можайского) района Московской области. За послевоенные годы это захоронение, как и многие другие, затерялось. В ходе прошедшей в октябре 2016 года поисковой экспедиции в нем были обнаружены останки 53 бойцов Красной армии, среди которых находился и Николай Дмитриевич... Торжественно перезахоронен 19 августа 2017 года в селе Семеновское Можайского района Московской области. 

См. также: 

Просмотров: 41 | Добавил: Редактор | Версия для печати
Всего комментариев: 0
avatar
для детей старше 12 лет
Поиск
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
Комментарии
А сняли Голубенкова с формулировкой "за непартийное поведение, выразившееся в пьянке и бытовом разложении".
В январе ему дали выговор...

Быстров Василий Федорович (род. 1904) - № 5 в
Красноармеец Кукарев Василий Павлович, 1906, 08.12.1941
- уже есть под
Что еще хорошо бы поправить:

1) Скворцов Александр Павлович указан на плитах дважды. Он же продублирован в
Архитектура улицы Комсомольской меня всегда восхищала. Дома, построенные до ВОВ и сегодня украшают Новомосковск.

Теги
1942 год химкомбинат Пырьев 1950-е годы советские мемуары Советская площадь Мартиросян 18 ноября 1941 интервью 1930-е годы 21 ноября 1941 27 ноября 1941 24 ноября 1941 239-я стрелковая дивизия Сталиногорская правда Соцгород 1941 год ЦАМО наградные листы комиссары 25 ноября 1941 Сталиногорск-2 Малашкин кавалеры ордена Красного Знамени РГАКФД комсостав медицинские работники кавалеры ордена Красной Звезды ул. Московская Сталиногорцы Яковлев Nara аэрофотосъемка награжденные медалью «За отвагу» 1943 год 26 ноября 1941 19 ноября 1941 немецкое фото 17 ноября 1941 советские карты 16 ноября 1941 20 ноября 1941 108-я танковая дивизия 22 ноября 1941 23 ноября 1941 пехота Рафалович ПНИУИ советские документы Коммунар 15 ноября 1941 Головко немецкие преступления артиллеристы 112-я пехотная дивизия ноябрь 1941 года декабрь 1941 года 41-я кавалерийская дивизия нквд митрофанов 28 ноября 1941 180-й полк НКВД исследования Чумичев Документальная проза сталиногорское подполье 12 декабря 1941 Мелихов 336-й артиллерийский дивизион 330-я стрелковая дивизия Донская газета ул. Комсомольская Связь времен Гато июль 1941 года октябрь 1941 года Новомосковская правда Корчук 30 ноября 1941 немецкие документы 10 декабря 1941 Шенцов 1940-е годы братская могила 1944 год 172-я стрелковая дивизия 4-я танковая дивизия 167-я пехотная дивизия 11 декабря 1941 Владимиров 2-я гвардейская кавдивизия 13 декабря 1941 29-я мотопехотная дивизия Память РГВА предатели 9 декабря 1941 328-я стрелковая дивизия 1945 год Белова
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0