Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 98%

Статьи

Главная » Статьи » Машинорудной Тулы брат » Сталиногорский район

Митрофанов С. А. Грузовик обнаружен — очередь за танком

Сергей Митрофанов
«Тульские известия»

 

Не так давно наше издание писало о масштабной глубоководной экспедиции по подъему из Шатского водохранилища в Новомосковске затонувшего во время войны грузовика. Мы обещали рассказать на страницах газеты об итогах работы дайверов — кстати, специально для них на одном из предприятий изготовили плот-катамаран, предназначенный для извлечения со дна крупных объектов.

 


Алексей Юлин (справа) в полной готовности к ходовым испытаниям катамарана,
Шатское водохранилище, 9 августа 2018.

 

— При первом погружении на глубине восьми метров я нашел стены каменного дома, попавшего под затопление в 1932 году, — вспоминает аквалангист Алексей Юлин. — Второй находкой оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект — советский грузовик. Предполагали изначально, что это ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежал он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега. 

 

 
Подводные объекты в Шатском водохранилище: лодка и понтон.
Фото предоставлены А. Юлиным.

 

По рассказам старожилов, машина зимой 1941-го двигалась по льду, была замечена гитлеровцами и попала под их огонь. Наши воины, находившиеся в автомобиле, погибли. Тела остались лежать на льду, но потом немцы позволили селянам похоронить убитых в одной из деревень. Обычно оккупанты в качестве трофеев забирали себе любую советскую технику — от тракторов до танков, но в этот раз они почему-то отказались от полуторки. Может, она имела серьезные повреждения, а может, фашисты просто побоялись ехать в ней по льду. Очевидно, машина простояла до весны 1942-го, а после таяния льда «нырнула». 

Напомним: пару лет назад в Тульскую область приезжали специалисты-дайверы Егор Новожилов и Сумбат Александров и обследовали дно — искали танки и другие военные объекты фронтовой поры. 

— Честно говоря, Тула — не самая морская держава, но оказалось, что и здесь нас ждут дела с использованием водолазов и техники, у нас хорошая команда и просто есть желание работать, — поделился тогда с журналистами Егор Новожилов. — Очень хотим найти артефакты, подтверждающие гибель советской или германской техники в Шатском водохранилище во время Великой Отечественной войны. Трудимся много, но безрезультатно: большая заиленность. 

И хотя в распоряжении Новожилова и Александрова имелась самая современная техника, удача им, увы, не улыбнулась. Пессимисты даже махнули рукой: мол, нет там на дне ничего, кроме разве что ржавых консервных банок, строительных плит или старых рыболовецких снастей. И только новомосковский аквалангист-любитель Алексей Юлин не сдавался. Он не грустил, а методично «прочесывал» акваторию. И однажды нашел искомое. Машину удалось засечь с лодки локатором, потом ее обследовали, опустившись на дно. Поднимали грузовик с помощью понтона — аккуратно подцепили, оторвали от дна и неспешно доставили к берегу. Сильнее всего пострадала кабина — впечатление такое, что она была разнесена попаданием снаряда, а может, еще во время войны местное население позаимствовало металл для своих нужд. А вот деревянные борта сохранились неплохо, несмотря почти на восьмидесятилетнее пребывание в воде. Колеса и вовсе выглядели так, будто их установили на машину совсем недавно. 

 


Фото предоставлено А. Юлиным.

 

Специалист по истории советской техники Юрий Пашолок сообщил новомосковцам, что извлеченная ими из Шатского водохранилища грузовая автомашина — действительно ГАЗ-АА, примерно 1932—1934 годов выпуска.
Сейчас местные специалисты пытаются привести полуторку в порядок. Возможно, удастся поставить ее на ход. 
— Если говорить о дальнейших планах, то недавно мне передали интересный документ, выявленный в Центральном архиве Министерства обороны России, — рассказывает Алексей Юлин. — В нем, в частности, говорится: «В дивизии не было ни одного случая разведки и организации переправ для танков, в результате чего танк «Валентайн» 8 декабря 1941 года, действуя со стрелковым полком, провалился под лед на реке». 

 


Газета «Красная Звезда» № 274 от 21 ноября 1941 года.
Фото предоставлено Юрием Ерохиным.

 

Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, мы пока не будем указывать ни название водоема, ни район. Скажем одно — ЧП, связанное с бронетехникой, произошло недалеко от Тулы. Возможно, танк «Валентайн» был поднят красноармейцами из реки еще во время войны. А может, до сих пор стоит на дне. Но если он там, то можно смело утверждать: Юлин его обязательно найдет и вытащит на берег. Надо просто немного подождать.

 

25 октября 2014 года со дна реки Варта (близ города Велунь, Польша) поднят танк Valentine IX.
Машина была собрана в Великобритании в 1943 году и по лендлизу получена Красной армией.
Найденный танк участвовал в наступлении Красной армии в 1944 году на территории Польши. Во время одной из переправ лед реки не выдержал, и многотонная машина ушла под воду. Ее экипаж спасся.
Источник

 

Сергей Митрофанов

Источник: Митрофанов С. А. Грузовик обнаружен — очередь за танком // Тульские известия. — 2018. — 23 октября.


Категория: Сталиногорский район | Добавил: Редактор (23.10.2018) | Версия для печати
Просмотров: 1339 | Комментарии: 1 | Теги: митрофанов, юлин

Еще на эту тему:


Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Всего комментариев: 1
avatar
0 (1)
Подъем ГАЗ-АА "полуторки" в Шатском водохранилище (видео Алексея Юлина).
"А места у нас какие красивые, оказывается! 
Борщевика сверху не видно :)"

avatar
для детей старше 12 лет
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
20 апреля...

В 1942 году Центральная детская библиотека Сталиногорска снова начала выдавать книги своим юным читателям.

Комментарии
Вот об этом я вам говорил еще 10 лет назад. Видите, как это просто ?
Для телефона шрифт пока мелковат. Сделайте еще увеличение шрифта при перех

Счет на адаптивный дизайн пока не открывал, но сейчас стало лучше?

хочу сьездить посмотреть на захоронение в дудкино интересно там что то осталось табличка или нечего нету овраг как овраг

Прекрасная картинка! Теперь если по ней нажать дважды пальцем, то она увеличивается и можно читать? В качестве простого обходного варианта, чем сразу

Вконтактов у меня нет. Поддержать — это не та кнопка. Нужна кнопка «Сделаем сайт читабельным на телефонах».  Браузеры хромиум и файерфокс. Сайт должен

Теги
28 ноября 1941 немецкие преступления Соцгород 1930-е годы Шенцов Связь времен аэрофотосъемка Коммунар 1944 год немецкое фото химкомбинат 4-я танковая дивизия 112-я пехотная дивизия 328-я стрелковая дивизия 9 декабря 1941 41-я кавалерийская дивизия 18 ноября 1941 1945 год ул. Комсомольская 1950-е годы 1941 год 172-я стрелковая дивизия Советская площадь 1940-е годы 2-я гвардейская кавдивизия Белова нквд Пырьев Nara 239-я стрелковая дивизия 27 ноября 1941 29-я мотопехотная дивизия 1943 год митрофанов Гато советские карты Сталиногорцы Владимиров октябрь 1941 года ноябрь 1941 года ул. Московская 11 декабря 1941 12 декабря 1941 Документальная проза декабрь 1941 года РГАКФД 19 ноября 1941 Сталиногорск-2 1942 год Рафалович Донская газета Мелихов 108-я танковая дивизия 180-й полк НКВД 336-й артиллерийский дивизион 30 ноября 1941 Мартиросян РГВА июль 1941 года советские документы сталиногорское подполье 17 ноября 1941 16 ноября 1941 15 ноября 1941 20 ноября 1941 21 ноября 1941 22 ноября 1941 26 ноября 1941 исследования 25 ноября 1941 Головко Малашкин связисты пехота интервью Яковлев артиллеристы комсостав награжденные медалью «За отвагу» 23 ноября 1941 немецкие документы наградные листы комиссары кавалеры ордена Красного Знамени 10 декабря 1941 предатели Память советские мемуары медицинские работники 167-я пехотная дивизия братская могила ЦАМО 13 декабря 1941 330-я стрелковая дивизия кавалеры ордена Красной Звезды Сталиногорская правда Новомосковская правда 24 ноября 1941 Чумичев Новомосковский музей
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0