Сергей Митрофанов
«Тульские известия»
Не так давно наше издание писало о масштабной глубоководной экспедиции по подъему из Шатского водохранилища в Новомосковске затонувшего во время войны грузовика. Мы обещали рассказать на страницах газеты об итогах работы дайверов — кстати, специально для них на одном из предприятий изготовили плот-катамаран, предназначенный для извлечения со дна крупных объектов.
![](/_pu/7/s48894539.jpg)
Алексей Юлин (справа) в полной готовности к ходовым испытаниям катамарана,
Шатское водохранилище, 9 августа 2018.
— При первом погружении на глубине восьми метров я нашел стены каменного дома, попавшего под затопление в 1932 году, — вспоминает аквалангист Алексей Юлин. — Второй находкой оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект — советский грузовик. Предполагали изначально, что это ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежал он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега.
![](/_pu/7/s56740667.jpg)
Подводные объекты в Шатском водохранилище: лодка и понтон.
Фото предоставлены А. Юлиным.
По рассказам старожилов, машина зимой 1941-го двигалась по льду, была замечена гитлеровцами и попала под их огонь. Наши воины, находившиеся в автомобиле, погибли. Тела остались лежать на льду, но потом немцы позволили селянам похоронить убитых в одной из деревень. Обычно оккупанты в качестве трофеев забирали себе любую советскую технику — от тракторов до танков, но в этот раз они почему-то отказались от полуторки. Может, она имела серьезные повреждения, а может, фашисты просто побоялись ехать в ней по льду. Очевидно, машина простояла до весны 1942-го, а после таяния льда «нырнула».
Напомним: пару лет назад в Тульскую область приезжали специалисты-дайверы Егор Новожилов и Сумбат Александров и обследовали дно — искали танки и другие военные объекты фронтовой поры.
— Честно говоря, Тула — не самая морская держава, но оказалось, что и здесь нас ждут дела с использованием водолазов и техники, у нас хорошая команда и просто есть желание работать, — поделился тогда с журналистами Егор Новожилов. — Очень хотим найти артефакты, подтверждающие гибель советской или германской техники в Шатском водохранилище во время Великой Отечественной войны. Трудимся много, но безрезультатно: большая заиленность.
И хотя в распоряжении Новожилова и Александрова имелась самая современная техника, удача им, увы, не улыбнулась. Пессимисты даже махнули рукой: мол, нет там на дне ничего, кроме разве что ржавых консервных банок, строительных плит или старых рыболовецких снастей. И только новомосковский аквалангист-любитель Алексей Юлин не сдавался. Он не грустил, а методично «прочесывал» акваторию. И однажды нашел искомое. Машину удалось засечь с лодки локатором, потом ее обследовали, опустившись на дно. Поднимали грузовик с помощью понтона — аккуратно подцепили, оторвали от дна и неспешно доставили к берегу. Сильнее всего пострадала кабина — впечатление такое, что она была разнесена попаданием снаряда, а может, еще во время войны местное население позаимствовало металл для своих нужд. А вот деревянные борта сохранились неплохо, несмотря почти на восьмидесятилетнее пребывание в воде. Колеса и вовсе выглядели так, будто их установили на машину совсем недавно.
![](/_pu/7/s39251931.jpg)
Фото предоставлено А. Юлиным.
Специалист по истории советской техники Юрий Пашолок сообщил новомосковцам, что извлеченная ими из Шатского водохранилища грузовая автомашина — действительно ГАЗ-АА, примерно 1932—1934 годов выпуска.
Сейчас местные специалисты пытаются привести полуторку в порядок. Возможно, удастся поставить ее на ход.
— Если говорить о дальнейших планах, то недавно мне передали интересный документ, выявленный в Центральном архиве Министерства обороны России, — рассказывает Алексей Юлин. — В нем, в частности, говорится: «В дивизии не было ни одного случая разведки и организации переправ для танков, в результате чего танк «Валентайн» 8 декабря 1941 года, действуя со стрелковым полком, провалился под лед на реке».
![](/_pu/7/s31056585.jpg)
Газета «Красная Звезда» № 274 от 21 ноября 1941 года.
Фото предоставлено Юрием Ерохиным.
Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, мы пока не будем указывать ни название водоема, ни район. Скажем одно — ЧП, связанное с бронетехникой, произошло недалеко от Тулы. Возможно, танк «Валентайн» был поднят красноармейцами из реки еще во время войны. А может, до сих пор стоит на дне. Но если он там, то можно смело утверждать: Юлин его обязательно найдет и вытащит на берег. Надо просто немного подождать.
25 октября 2014 года со дна реки Варта (близ города Велунь, Польша) поднят танк Valentine IX.
Машина была собрана в Великобритании в 1943 году и по лендлизу получена Красной армией.
Найденный танк участвовал в наступлении Красной армии в 1944 году на территории Польши. Во время одной из переправ лед реки не выдержал, и многотонная машина ушла под воду. Ее экипаж спасся.
Источник
Сергей Митрофанов
Источник: Митрофанов С. А. Грузовик обнаружен — очередь за танком // Тульские известия. — 2018. — 23 октября. |