Сергей Митрофанов
«Тульские известия»
Не так давно наше издание писало о масштабной глубоководной экспедиции по подъему из Шатского водохранилища в Новомосковске затонувшего во время войны грузовика. Мы обещали рассказать на страницах газеты об итогах работы дайверов — кстати, специально для них на одном из предприятий изготовили плот-катамаран, предназначенный для извлечения со дна крупных объектов.
Алексей Юлин (справа) в полной готовности к ходовым испытаниям катамарана,
Шатское водохранилище, 9 августа 2018.
— При первом погружении на глубине восьми метров я нашел стены каменного дома, попавшего под затопление в 1932 году, — вспоминает аквалангист Алексей Юлин. — Второй находкой оказался паром от переправы или большой причал, оторванный ветром и затонувший в русле на глубине семи метров. А вот третий интересный объект — советский грузовик. Предполагали изначально, что это ГАЗ-АА (его называли полуторка, потому что мог везти груз весом 1,5 тонны). Лежал он на глубине 8 метров в 350 метрах от берега.
Подводные объекты в Шатском водохранилище: лодка и понтон.
Фото предоставлены А. Юлиным.
По рассказам старожилов, машина зимой 1941-го двигалась по льду, была замечена гитлеровцами и попала под их огонь. Наши воины, находившиеся в автомобиле, погибли. Тела остались лежать на льду, но потом немцы позволили селянам похоронить убитых в одной из деревень. Обычно оккупанты в качестве трофеев забирали себе любую советскую технику — от тракторов до танков, но в этот раз они почему-то отказались от полуторки. Может, она имела серьезные повреждения, а может, фашисты просто побоялись ехать в ней по льду. Очевидно, машина простояла до весны 1942-го, а после таяния льда «нырнула».
Напомним: пару лет назад в Тульскую область приезжали специалисты-дайверы Егор Новожилов и Сумбат Александров и обследовали дно — искали танки и другие военные объекты фронтовой поры.
— Честно говоря, Тула — не самая морская держава, но оказалось, что и здесь нас ждут дела с использованием водолазов и техники, у нас хорошая команда и просто есть желание работать, — поделился тогда с журналистами Егор Новожилов. — Очень хотим найти артефакты, подтверждающие гибель советской или германской техники в Шатском водохранилище во время Великой Отечественной войны. Трудимся много, но безрезультатно: большая заиленность.
И хотя в распоряжении Новожилова и Александрова имелась самая современная техника, удача им, увы, не улыбнулась. Пессимисты даже махнули рукой: мол, нет там на дне ничего, кроме разве что ржавых консервных банок, строительных плит или старых рыболовецких снастей. И только новомосковский аквалангист-любитель Алексей Юлин не сдавался. Он не грустил, а методично «прочесывал» акваторию. И однажды нашел искомое. Машину удалось засечь с лодки локатором, потом ее обследовали, опустившись на дно. Поднимали грузовик с помощью понтона — аккуратно подцепили, оторвали от дна и неспешно доставили к берегу. Сильнее всего пострадала кабина — впечатление такое, что она была разнесена попаданием снаряда, а может, еще во время войны местное население позаимствовало металл для своих нужд. А вот деревянные борта сохранились неплохо, несмотря почти на восьмидесятилетнее пребывание в воде. Колеса и вовсе выглядели так, будто их установили на машину совсем недавно.
Фото предоставлено А. Юлиным.
Специалист по истории советской техники Юрий Пашолок сообщил новомосковцам, что извлеченная ими из Шатского водохранилища грузовая автомашина — действительно ГАЗ-АА, примерно 1932—1934 годов выпуска.
Сейчас местные специалисты пытаются привести полуторку в порядок. Возможно, удастся поставить ее на ход.
— Если говорить о дальнейших планах, то недавно мне передали интересный документ, выявленный в Центральном архиве Министерства обороны России, — рассказывает Алексей Юлин. — В нем, в частности, говорится: «В дивизии не было ни одного случая разведки и организации переправ для танков, в результате чего танк «Валентайн» 8 декабря 1941 года, действуя со стрелковым полком, провалился под лед на реке».
Газета «Красная Звезда» № 274 от 21 ноября 1941 года.
Фото предоставлено Юрием Ерохиным.
Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, мы пока не будем указывать ни название водоема, ни район. Скажем одно — ЧП, связанное с бронетехникой, произошло недалеко от Тулы. Возможно, танк «Валентайн» был поднят красноармейцами из реки еще во время войны. А может, до сих пор стоит на дне. Но если он там, то можно смело утверждать: Юлин его обязательно найдет и вытащит на берег. Надо просто немного подождать.
25 октября 2014 года со дна реки Варта (близ города Велунь, Польша) поднят танк Valentine IX.
Машина была собрана в Великобритании в 1943 году и по лендлизу получена Красной армией.
Найденный танк участвовал в наступлении Красной армии в 1944 году на территории Польши. Во время одной из переправ лед реки не выдержал, и многотонная машина ушла под воду. Ее экипаж спасся.
Источник
Сергей Митрофанов
Источник: Митрофанов С. А. Грузовик обнаружен — очередь за танком // Тульские известия. — 2018. — 23 октября. |