К 20 ноября 1941 года советский контрудар так и не достиг своей цели. Немецкое наступление под Дедилово-Болохово просто разрезало оборону частей 50-й армии на две части. На левом фланге оказались отрезанными 239-я стрелковая и остатки 41-й кавалерийской дивизии.
Генерал А. Н. Ермаков, командующий 50-й армией, уже видя к чему идет дело, принял непростое решение оставить Сталиногорск и собрать все оставшиеся силы в кулак в Венёве, чтобы дать отпор Гудериану. Так возник Венёвский боевой участок.
Однако сибирская 239-я стрелковая дивизия такого приказа не получила… До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о причинах. Возможно, в случае успешного развития событий под Венёвым, была надежда бросить 15-тысячную дивизию снова в атаку во фланг немецкой группировке. Ее командир Г. О. Мартиросян вспоминал:
Бои достигали крайнего напряжения. Несмотря на то, что бойцы нашей дивизии упорно оборонялись, тем не менее, наше положение ухудшалось с каждым часом. А все потому, что на флангах дивизии никого не было, образовалась оперативная брешь справа на расстоянии 15-20 км, и слева – в 60 км.
Подробнее... |