В ходе тяжелого рукопашного боя ночью 27 ноября 1941 года с большими для немцев потерями сибирякам удалось прорваться значительными силами на восток... Вместо Серебряных Прудов, как указывалось в перехваченном немцами приказе 50-й армии, 239-я стрелковая дивизия ушла на восток к Пронску (Рязанская область). Очевидно, она его не получила и действовала самостоятельно по обстановке, поддерживая связь с вышестоящим штабом фронта и Ставкой.
Все свои танки и тяжелое вооружение командир дивизии Г. О. Мартиросян был вынужден оставить, чтобы прорываться налегке: из кольца вышли 9000 человек.
Но не все вышли из окружения. Пробитая брешь под Ново-Яковлевкой вскоре была запечатана. В руках у немцев оказалось более 1500 пленных, много раненых. Их судьбы, во многом, были предрешены.
Преступные действия Вермахта по отношению к русским военнопленным в 1941-1945 годах остаются несмываемым позором, лежащим на Вермахте и немецком народе. Третье правило в удостоверении личности немецкого военного гласило:
«Противника, сдавшегося в плен, убивать нельзя»
Это правило, которым должен был руководствоваться каждый немецкий солдат, было нарушено Вермахтом три миллиона триста тысяч раз!
— Вольфрам Ветте, профессор новейшей истории Фрайбургского университета,
со-основатель рабочей группы по исследованию истории мирного времени и советник Объединения по связям со странами бывшего СССР
Чудовищной оказалась реакция немецких пехотинцев 29-й мотопехотной дивизии.
Читать далее...