21 ноября 1941 года 20:00. С таким трудом собранное колхозниками зерно на элеваторе на станции Маклец подожжено отходящими частями Красной армии и НКВД. А через час к маклецкому элеватору добавились и другие «объекты». В журнале боевых действий 180-го полка НКВД по-военному четко и кратко описано кажущееся чудовищным уничтожение гордости советской промышленности, созданной «с нуля» за предыдущее десятилетие на промышленной площадке Сталиногорска-2:
Полк производил все технические расчеты и подготовку подрывных работ по уничтожению объектов на случай отхода фронтовых частей из г. Сталиногорска, и [...] работы по уничтожению объектов были выполнены с 23:00 21 ноября до 2:00 22 ноября.
При этом подрыв Шатовской и Любовской плотин производили спец-саперы из частей РККА.
Позже в советской историографии все разрушения «задним числом» спишут на немецко-фашистских захватчиков, ну а тогда важным было совсем другое: абсолютно ничего не должно достаться врагу. К примеру, взрывчатка на шахтах была заложена еще в конце октября. Управляющий трестом «Сталиногорскшахтстрой» И. В. Парамонов с огромной болью вспоминал:
Невыносимо тяжело было выводить из строя шахты, на строительство которых было затрачено столько сил, труда и материальных ценностей. То, что совсем недавно строили, нужно было своими руками разрушать. Но к этой суровой необходимости нас вынудила война.