Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 98%

Статьи

Главная » Статьи » Вторая Москва

Сталиногорская ГРЭС

Строительство электростанции связано с планами строительства в Бобриках крупного химического комбината, открытия новых шахт Подмосковного угольного бассейна, строительства керамического и других заводов. Для обеспечения их электроэнергией необходима была мощная электростанция — Бобриковская ГРЭС

Станция сооружалась по плану ГОЭЛРО для работы на местном топливе — подмосковном буром угле. ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России, государственный план электрификации Советской России, разработан по заданию и под руководством В. И. Ленина.

В 1930 году после трехлетних подготовительных работ началось строительство электростанции. В середине апреля 1932 года были закончены основные работы на Любовской плотине, а первое испытание оборудования под нагрузкой произошло 24 августа 1934 года. В этот день ГРЭС вступила в строй действующих электростанций страны: первый турбоагрегат 50 МВт с двумя котлами производительностью по 200 т/ч был включен в Московскую энергосистему. Пуском первого турбогенератора руководил директор станции Марк Яковлевич Вайнблат. В связи с переименованием города Бобрики в Сталиногорск станция также получила новое имя — Сталиногорская ГРЭС.

Особенность электростанции состояла в том, что впервые на ней было установлено уникальное по тому времени новое советское оборудование: выпущенные Ленинградским металлическим заводом (ЛМЗ) турбины 50 и 100 МВт и котлы 200 т/ч, генераторы 50 и 100 МВт завода «Электросила» (Ленинград), трансформаторы 110/10 и 220/110/10 кВ мощностью по 60 МВ.А и 220/15 кВ 120 МВ.А Московского трансформаторного завода, выключатели 6-10-110-220 кВ Ленинградского электроаппаратного завода, высоковольтные кабели 6-10-20 кВ и контрольные кабели Московского кабельного завода.

Стала выходить многотиражная газета «За 100 тысяч киловатт», освещавшая текущую работу ГРЭС и дальнейший ход строительства. В строительстве гордости советской энергетики активно принимали участие не только комсомольцы и добровольцы, массово также использовался принудительный труд. Работу исправительно-трудовых колоний и неизвестные имена заключенных («спецконтингента») открывает газета «ИТК на стройке».

 


Газета «ИТК на стройке», единственный номер № 1 от 29 октября 1933 года которой ныне хранится в РГБ.
Предоставлено В. Ермолаевым


Вид Сталиногорской ГРЭС им Сталина в начале 1935 года.
Источник: М. Я. Вайнблат. Сталиногорская ГРЭС им Сталина / 15 лет Мосэнерго. — М., 1937. — С. 64.

 

 

23 января 1935 года принял на себя нагрузку второй турбогенератор и мощность электростанции достигла 100 МВт. Турбоагрегат мощностью 100 МВт на 3000 об/мин для работы паром 30 ата, 400 Со был введен в действие в 1938 году. А в 1939 году — теплофикационный турбоагрегат мощностью 50 МВт на 1500 об/мин для работы паром 30 ата. Тем самым, станция достигла проектной мощности 350 МВт и стала самой мощной тепловой станцией в Европе. Ее мощность составляла около 30% мощности Московской энергосистемы.

Для передачи энергии в Москву были сооружены две линии электропередачи напряжением 220 кВ. В 1940 году введены в работу последние два котла и ликвидирован разрыв мощностей между котельными и турбинными установками.

В годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны многие работники электростанции ушли на фронт, часть была направлена на сооружение оборонительных сооружений под Ельней. Коллектив станции обязался досрочно с высоким качеством проводить капитальный ремонт оборудования, чтобы надежно обеспечить энергоснабжение промышленности, работавшей на нужды фронта. Была проведена реконструкции устаревших устройств релейной защиты. На случай повреждения главного щита управления, были изготовлены резервные щиты управления и защиты агрегатов и линий для децентрализованного управления станцией.

При налетах немецких самолетов на Москву часто отключались линии 220 и 110 кВ при сближении тросов аэростатов заграждения с проводами линий, но специально подготовленная релейная защита и автоматика действовала безотказно. На время отключения ЛЭП электростанция сбрасывала нагрузку до 150—200 тыс. кВт, персонал действовал четко и быстро: включали линии, синхронизировали генераторы, подключали котлы и, как правило, в течение часа восстанавливали полную мощность. 

25 сентября 1941 года вечером был совершен массированный налет на электростанцию.  Сначала были сброшены осветительные ракеты, но зенитчики не дали возможности вести прицельное бомбометание, и бомбы большой мощности упали в 250-300 м от станции, не причинив ей вреда. Оперативный и руководящий персонал не покинул рабочие места, и станция продолжила работу на полную мощность. В начале октября, когда эвакуировали оборудование московских заводов на восток, из-за значительного снижения электропотребления в Московской энергосистеме часть агрегатов была остановлена в резерв. Два человека погибли, девять было ранено.

 

5 ноября 1941 года немецкая авиация совершила очередной налет на Сталиногорск2-2, бомбы большой мощности упали у склада железнодорожной станции, повредив опору ЛЭП 110 кВ Сталиногорск—Тула. Два человека погибли, один был ранен.

С приближением фронта к Тульской области и Сталиногорску по распоряжению Наркома электростанций оборудование станции было эвакуировано на Урал. Руководили демонтажем и отправкой главный инженер Мосэнерго Д.Г. Чижов, директор ГРЭС Н.Н. Малютин, главный инженер И.К. Гришин, заместитель главного инженера Б.П. Алексеев. До 20 ноября 1941 года были демонтированы, погружены и отправлены пять из шести генераторов, четыре турбины и знаменитый «стотысячник», две трансформаторные группы, котел и другое оборудование. 

Особую трудность представляла отправка статора генератора 100 МВт массой 150 т. Специальной платформы не было. Из Москвы были доставлены два тендера от мощного паровоза ФД. Сцепленные вместе, они приняли на себя статор, и он был отправлен на восток. Эвакуация оборудования производилась четко и организованно. В специальном журнале отмечался номер вагона, и какое оборудование в него погружено. В дальнейшем это облегчило поиск оборудования для возвращения его на станцию. За полтора месяца до оккупации Сталиногорска в глубь страны было отправлено 1200 вагонов с энергетическим оборудованием. Демонтаж и эвакуацию оборудования турбинного цеха возглавляли Ф.А. Харитонов, В.Т. Петров, Г.А. Бусоргин. Турбинисты Ф.М. Гришан, Н.П. Алексеев, М.С. Никулинский сопровождали грузы на Урал, а потом работали там, обслуживая доставленные агрегаты. 

Героически трудились на демонтаже и отправке оборудования А.И. Куприков, И.В. Печников, А.М. Карнаухов, П.М. Осин, А.И. Куликов и другие работники.

На станции были демонтированы и вывезены: котел №11, турбогенераторы №1, 3, 5, 6 (АП-50-1, АК-100-2, две турбины АК-50-1), генератор №4. Вместе с турбинами было эвакуировано вспомогательное оборудование, конденсаторы, основные трубопроводы, питательные насосы, арматура и запасные части.

Последний гудок Сталиногорской ГРЭС

Одновременно с демонтажем оборудования небольшая группа во главе с инженерами В.Т. Калитой, Н.И. Кряжковым и лейтенантом НКВД Н. Бушем, выполняя указание Государственного комитета обороны, вела подготовительные работы для взрыва станции. Минировал ГРЭС 559-й отдельный сапёрный батальон (командир М.Д. Максимцов) 299-й стрелковой дивизии. 

21 ноября 1941 года в 21:00, при отходе советских войск из Сталиногорска-2 станция была взорвана. По воспоминаниям В. Г. Жаворонкова, в то время первого секретаря Тульского обкома ВКП (б), председателя городского комитета обороны, в 4 часа утра командир 108-й танковой дивизии С. А. Иванов, согласно приказа штаба 50-й армии, распорядился взорвать Маклец и все сталиногорские предприятия. Руководство (Агафонов, Голутвинов, Козлов, Михайлов) сопротивлялись этому решению, но Иванов настоял, что для обороны этого района войск нет.

Из воспоминаний инженера В.Т. Калиты: 

«Когда фронтовая обстановка в районе осложнилась, руководство станции поручило мне подготовку электрической схемы для взрыва остающегося оборудования. Проверили электрическую целость детонаторов и наметили для надежности в каждой из 18 точек подключить по два провода параллельно. 21 ноября был остановлен в резерв последний турбогенератор № 2. В 21 час 21 ноября был дан последний прощальный гудок для сбора и отправки на восток персонала.

Мы с главным инженером И.К. Гришиным пошли по цехам станции подсоединять детонаторы к электрической схеме взрыва. Мы последними ушли с электростанции, замкнув проходную, и пошли к подстанции угольного склада, откуда по резервному кабелю нужно было дать ток для взрыва. В ночь на 22 ноября, когда во всем районе производились взрывы заводов и шахт, по распоряжению руководства был дан ток, и электростанция была взорвана».

 

При взрыве основные здания были разрушены только частично. Полностью были разрушены одноэтажные деревянные и каменные здания: трубная мастерская, здание масляного хозяйства, временная контора, общежитие пожарной охраны, клуб, сараи, конюшни и овощехранилища, а также ограды, мост и железнодорожные пути. Полностью оборудование вывести не удалось. Были взорваны: турбина №2, 4, генератор №2. Главное здание было разрушено на 47,4%.

22 ноября Сталиногорск-2 был оккупирован немецкими войсками. Из воспоминаний Е. Комовой:

«Немецкие танки (целая колонна) появились у нас в 20-х числах ноября 1941 г. Был солнечный морозный день. Мы вышли из бараков посмотреть на немцев. Танки уверенно двигались по плотине от фенольного завода. На них, к нашему удивлению, сидели... красноармейцы, все они ежились от холода и, конечно, были голодными. Женщины, стоявшие вдоль дороги, стали передавать им хлеб и воду. Но немцы автоматами оттесняли народ от пленных.

Неожиданно мужчина (фамилию его не помню), проживавший в нашем поселке, вышел с хлебом-солью встречать немцев и на ломаном немецком языке приветствовал их как освободителей. Никто из жителей к нему не присоединился. У всех у нас была печаль, слезы горечи за наших пленных солдат, за себя. Эта «встреча» длилась около часа. Потом фашисты поехали в центр — на улицу Советскую. Каждый понимал, что это начало оккупации, а какой она будет, не знал никто. Свой штаб захватчики разместили в гаражах ГРЭС».

Вторая жизнь станции

Успешное контрнаступление советских войск под Москвой вынудило вермахт оставить Сталиногорск, и уже 12 декабря, проведя 17 дней в оккупации, город был освобождён. Стало особенно важным, чтобы Сталиногорская ГРЭС была восстановлена в самые короткие сроки, так как в ней сильно нуждались районы и промышленность Тулы, Москвы и других крупных городов центрального региона.

В январе 1942 года станцию посетили первый секретарь Тульского обкома ВКП(6) В.Г. Жаворонков, заместители наркома электростанций А.И. Дробышев и К.Д. Лавриненко.  Начальником по восстановлению Сталиногорской ГРЭС назначен член правительственной комиссии по восстановлению энергетических объектов Я. Д. Березин. В апреле 1942 года комитет обороны города Сталиногорска также утвердил его начальником строительства оборонных рубежей участка Тульского полуобвода.

В короткое время были освобождены от обломков северная часть главного здания, распределительное устройство, главный щит управления и территория под помещения аккумуляторных батарей. Станция восстанавливалась темпами военного времени. Были возвращены с Урала турбина и генератор № 6 мощностью 50 МВт. Приступили к их монтажу. Однако не было крышки ЦНД турбины и стула подшипника генератора. Крышку турбины нашли на Серовском металлургическом заводе, а стул подшипника генератора в Котласе. Найденное оборудование было возвращено на станцию. Велись восстановительные работы котлов №9 и 10. Но по решению правительства на Челябинской ТЭЦ был оставлен турбогенератор 100 МВт, где он мог быть пущен значительно скорее.

Мосэнерго направило на станцию квалифицированных специалистов-проектировщиков из ПКБ во главе с Н.С. Семеновым, и инженерами Ф.Н. Мелетеевым, Н.А. Чесно ковым, Э.Б. Бабаджаном, С.П. Петропавловым, В.В. Антиповым. 

 

В период восстановления станции были применены новые решения с учетом ошибок первого проекта и использованием опыта эксплуатации. Были сделаны бетонные туннели, и кабели уложены на железные полки. В помещениях под потолком установлены проходные железные этажерки с полками, на которых уложены пучки кабелей. Была разработана и выполнена исключительно надежная электрическая схема собственных нужд станции всех напряжений. Применено широкое секционирование, установлена автоматика включения резерва (АВР) на всех напряжениях, в том числе и на постоянном токе; применено рациональное распределение по секциям общестанционных механизмов.

Большое значение предавалось мотивации персонала. 21 июня 1942 года вышел первый номер многотиражной газеты «Энергетик». Кроме того, для выполнения постановления ГКО № 1337 от 24 февраля 1942 года «О восстановлении Сталиногорской ГРЭС и Фрунзенской ТЭЦ Мосэнерго» в Сталиногорске-2 было создано лаготделение № 12.

27 июля 1942 года была включена под напряжение подстанция 110 кВ с трансформаторной группой и РУ 10 кВ и дано напряжение на собственные нужды и химический комбинат. В то же время было начато опробование механизмов собственных нужд. Десятый и девятый котлы были поставлены под обкатку. В августе уже можно было включить в сеть турбогенератор, но не все потерянные части оборудования были ещё найдены.

26 октября 1942 года было отмечено второе рождение Сталиногорской ГРЭС, когда заработал турбогенератор № 6. 

 

В конце 1943 — начале 1944 года нацистской Германией готовилась операция «Железный молот», согласно которой с помощью «чудо-оружия» Mistel предполагалось уничтожить ряд промышленных предприятий СССР, в частности, электростанции, поставляющие электричество в Москву: ГРЭС в Сталиногорске, Кашире и других местах. Однако из-за успешного продвижения советских войск к самой Германии, операция была отменена.

23 апреля 1944 года был введен в экплуатацию турбогенератор №4 мощностью 50 МВт. К этому времени были восстановлены котлы № 8 и 11 и станция достигла мощности 100 МВт. 12 января 1945 года был включен турбогенератор № 3 мощностью 50 МВт и восстановлен котел № 12. Таким образом, еще в период Великой Отечественной войны станция достигла мощности 150 МВт. 

В 1941 году Сталиногорская ГРЭС выработала 2 мрд 43 млн кВт.ч электроэнергии, в 1942 г. — 66 млн 545 тыс., в 1943 г. — 391 млн 565 тыс., в 1944 г. — 559 млн 13 тыс., в 1945 г. — 957 млн 738 тыс. кВт.ч. 

За успешное выполнение заданий Правительства по электроснабжению оборонной промышленности в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного совета СССР от 1 апреля 1945 года большая группа работников электростанции была награждена: орденом Трудового Красного Знамени – И.К. Гришин, орденом Красной Звезды – Н.Н. Малютин, орденами «Знак Почёта» – Д.И. Бурцев, Ф.А. Харитонов,  А.Е. Дидик, Я.П. Хрупов, М.А. Астахов. Несколько человек было награждено медалями «3а трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

В восстановлении станции принимали самое активное участие директор Н.Н. Малютин, главный инженер И.К. Гришин, начальник строительства Н.А. Роговин, главный инженер строительства Г.Б. Гробокопатель, начальники монтажных управлений П.М. Харавин, А.А. Бернштейн, И.И. Завражнов, П.П. Кожанов, А.Я. Першин, прорабы А.Т. Скоркин, Н.А. Иванов, а также Г.Н. Чаленко, Н.И. Кряжков.

Отличились многие строители, монтажники и эксплуатационники. Работали без выходных начальники цехов А.Я. Крючков, М.Б. Волфкович, Ф.Т. Нежельский, Ф.А. Харитонов, В.Т. Калита, И.П. Суворов, П.В. Кузнецов, мастера и инженеры А.А. Беляев, К.Е. Сергиенко, И.С. Евстигнеев, И.И. Даниленко, С.П. Титов, С.И. Юдачев, Л.В. Точилин, А.С. Арбузов, Д.И. Грудаков.

В послевоенные годы

Для пополнения кадров при станции было создано Ремесленное училище, которое позже преобразовалось в ПТУ. В ноябре 1946 года на станции заработал новый турбогенератор мощностью 100 МВт с водородным охлаждением — самый современный на тот момент времени в СССР (произведен на заводе «Электросила», Ленинград).

26 ноября 1948 года с вводом в строй второго стотысячного турбогенератора Сталиногорская ГРЭС стала вновь самой крупной тепловой электростанцией СССР.

Послевоенные годы ознаменовались быстрым продвижением в части использования комплексной механизации и автоматизации, продолжались работы по реконструкции ГРЭС и увеличению мощностей. Этого требовало расширение производства на химкомбинате. В начале 1960-х годов Новомосковская ГРЭС была переведена на природный газ.

 


1) Газета «Правда» от 3 июня 1946 года.
2) Современный вид Новомосковской ГРЭС на берегу Шатского водохранилища. Источник.

 

По материалам Мосэнерго, дополнено 24 августа 2021.

См. также:

Списки


Категория: Вторая Москва | Добавил: Редактор (05.12.2015) | Версия для печати
Просмотров: 6001 | Комментарии: 4 | Теги: Сталиногорская ГРЭС, Сталиногорск-2

Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Всего комментариев: 4
avatar
24 августа 1934 года Сталиногорская ГРЭС в строй введена не была.
Это произошло только 15 сентября 1934 г.
avatar
Вайнблат Марк-Фраим Яковлевич, год рождения 1893, партстаж с 1917 г., партбилет №
0083130
avatar
0 (2)
Исправлено, спасибо. Про него -
http://istmat.info/node/59406
http://stalin.memo.ru/spiski/pg05108.htm
avatar
Директора Сталиногорской ГРЭС Вайнблата звали не Яков Давыдыч, а Марк Яковлевич.
О реабилитации этого типа всё как-то тихо-тихо.
Политики в деятельности этого субъекта немного. В основном вредительская деятельность.
avatar
для детей старше 12 лет
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
Комментарии
Вот об этом я вам говорил еще 10 лет назад. Видите, как это просто ?
Для телефона шрифт пока мелковат. Сделайте еще увеличение шрифта при перех

Счет на адаптивный дизайн пока не открывал, но сейчас стало лучше?

хочу сьездить посмотреть на захоронение в дудкино интересно там что то осталось табличка или нечего нету овраг как овраг

Прекрасная картинка! Теперь если по ней нажать дважды пальцем, то она увеличивается и можно читать? В качестве простого обходного варианта, чем сразу

Вконтактов у меня нет. Поддержать — это не та кнопка. Нужна кнопка «Сделаем сайт читабельным на телефонах».  Браузеры хромиум и файерфокс. Сайт должен

Теги
28 ноября 1941 немецкие преступления Соцгород 1930-е годы Шенцов Связь времен аэрофотосъемка Коммунар 1944 год немецкое фото химкомбинат 4-я танковая дивизия 112-я пехотная дивизия 328-я стрелковая дивизия 9 декабря 1941 41-я кавалерийская дивизия 18 ноября 1941 1945 год ул. Комсомольская 1950-е годы 1941 год 172-я стрелковая дивизия Советская площадь 1940-е годы 2-я гвардейская кавдивизия Белова нквд Пырьев Nara 239-я стрелковая дивизия 27 ноября 1941 29-я мотопехотная дивизия 1943 год митрофанов Гато советские карты Сталиногорцы Владимиров октябрь 1941 года ноябрь 1941 года ул. Московская 11 декабря 1941 12 декабря 1941 Документальная проза декабрь 1941 года РГАКФД 19 ноября 1941 Сталиногорск-2 1942 год Рафалович Донская газета Мелихов 108-я танковая дивизия 180-й полк НКВД 336-й артиллерийский дивизион 30 ноября 1941 Мартиросян РГВА июль 1941 года советские документы сталиногорское подполье 17 ноября 1941 16 ноября 1941 15 ноября 1941 20 ноября 1941 21 ноября 1941 22 ноября 1941 26 ноября 1941 исследования 25 ноября 1941 Головко Малашкин связисты пехота интервью Яковлев артиллеристы комсостав награжденные медалью «За отвагу» 23 ноября 1941 немецкие документы наградные листы комиссары кавалеры ордена Красного Знамени 10 декабря 1941 предатели Память советские мемуары медицинские работники 167-я пехотная дивизия братская могила ЦАМО 13 декабря 1941 330-я стрелковая дивизия кавалеры ордена Красной Звезды Сталиногорская правда Новомосковская правда 24 ноября 1941 Чумичев Новомосковский музей
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0