Шнейдеров М., Крылов А. От Каширы до Сталиногорска
Вместе с частями Красной Армии двигались и мы с киноаппаратом. Наше вооружение — «Аймо», винтовка, гранаты и пленка.
Однажды пришлось снимать танкистов-гвардейцев генерала-майора Катукова. Вышли мы на исходную позицию танков к опушке леса. В точно назначенное время артиллерия прекратила огонь, и танки из леса помчались на врага. Снимаем выход танков, их первые залпы, бежим следом за ними, вражеский огонь вынуждает залечь и отползти назад. Все-таки кое-что сняли.
Освобождена деревня Скирманово. Снимаем результат боя: сгоревшие немецкие танки, пушки, трупы немецких солдат. После освобождения этой деревни устанавливаем, что, снимая танки на их исходном положении, мы находились в 100-150 метрах от немецких окопов.
Подбитый немецкий танк у деревни Скирманово, ноябрь 1941 года. Фото: Александр Капустянский
[Прим. После ряда безуспешных попыток 18-й стрелковой дивизии овладеть опасным выступом у деревни Скирманово (Рузский район Московской области), занятой немецкой 10-й танковой дивизией, командующий 16-й армией К. К. Рокоссовский создал более мощную ударную группировку из частей 18-й стрелковой и 50-й кавалерийской дивизий, а также недавно поступившей в состав армии 1-й гвардейской танковой бригады полковника М. Е. Катукова при поддержке пушечных и противотанковых артиллерийских полков и трёх дивизионов «катюш». 12 ноября 1941 года после сильной артподготовки началось наступление. 1-я гвардейская танковая бригада атаковала противника фронтальным ударом. После упорных боёв 13—14 ноября Скирмановский плацдарм был взят. — «Сталиногорск 1941»]
В гвардейский корпус генерала Белова приехали, когда он остановил рвущегося к Москве врага около города Каширы. В день нашего приезда гвардейцы-конники выбили врага из деревни Пятница. Следуем по пятам отступления, снимаем трупы немецких солдат, разбитые машины, танки и другое оружие. Наша задача — не отстать от передовых частей. Но угнаться за ними тоже довольно трудно. Они наступали стремительно. Слова Сталина об уничтожении всех захватчиков до единого вдохновили бойцов. В горячие дни, когда под ударами конногвардейцев враг откатывался назад, корпусу вручали гвардейское знамя. Волнение гвардейцев, получающих знамя, передавалось и нам. Они клялись мстить проклятому врагу, освободить временно занятые города и села. Когда мы потом встречали их победоносное гвардейское знамя в освобождённых Веневе, Сталиногорске и других местах, мы видели, с каким геройством выполняется гвардейская клятва.
Двигаясь вместе с передовыми частями, наступающими на г. Венёв, впервые за всё время войны нам удалось заснять брошенные в панике отступающими немцами и ещё горящие танки, автомашины, орудия и другие трофеи. Чудовищное зрелище зверств и разгула разбойничьих фашистских банд мы увидели на подступах к городу Венёву: они дотла сожгли деревни Кухтенку, Матвеевку, как и многие другие деревни. С волнением сниманием эти пепелища и крестьян, выкапывающих из земли спрятанные от немцев зерно и домашний скарб. Пусть видит и знает родина, думаем мы, всё зло, чинимое немцами.
Вот освобожден Венёв! К нашему сожалению, было уже темно, и снимать нам удалось лишь на следующий день. Незабываемы встречи с жителями освобожденных городов и деревень. С гневом и ненавистью рассказывают они о фашистском терроре.
В тот же день взят Сталиногорск. Мчимся туда. Дорога на Сталиногорск забита трофеями. Снимаем целую батарею тяжелой артиллерии, брошенной немцами. Даже замки из орудий не успели вынуть. Всё это запечатлевается на пленке. Она не только наша память. Мы знаем, что это и память истории.
Не доезжая до Сталиногорска, видим столб дыма. Сворачиваем на него. Отступая, немцы подожгли миллионы пудов награбленного ими зерна, свезенного на элеватор. Оно горит. Жители Маклеца и близлежащих деревень самоотверженно борются огнём, спасая свой хлеб. Идёт героическое сражение. Мы снимаем его.
Когда добираемся до Сталиногорска, здесь уже восстанавливается советская власть, залечиваются раны, нанесенные фашистами за время их пребывания в городе. Великим народным гневом звучат слова трудящихся на первом митинге освобожденного города.
Под все крепнущими ударами Красной Армии враг продолжаем откатываться на запад. И вот мы привозим свой «урожай» в Москву. Материал – и наш, и других наших товарищей – поступает в руки режиссуры. Дни кажутся месяцами. Что-то получится? Дойдёт ли до зрителя великая правда событий? Не подвел ли наш «Аймо»? Верно ли передал биение живой жизни и эпос незабываемых декабрьских дней под Москвой? И вот мы видим весь фильм. Иногда мы забываем, что вот эти и эти кадры сняты нами самими, — такой великой суровой правдой проходит картина в целом. Мы счастливы, что принимаем участие в ней. Мы горды, что запечатлели историческое сражение за Москву и оставили будущему потомству кадры подлинной героики советского народа.
Мы гордимся своими простыми и правдивым искусством и, перифразируя Маяковского, говорим про себя:
Хочу, чтоб к штыку приравняли «Аймо»!...
Кинооператоры М. Шнейдеров, А. Крылов.
Источник: Шнейдеров М., Крылов А. От Каширы до Сталиногорска // Красная звезда. — 1942. — 15 февраля.
Текст предоставлен Герой газетной полосы
Об авторах
Моисей Абрамович Шнейдеров (18 ноября 1915, Киев — 15 декабря 1985, Рига) — советский оператор, сценарист и режиссёр, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1942) за фильм «Разгром немецких войск под Москвой». До Второй мировой войны — оператор «Укркинохроники». Во время войны — оператор киногруппы 1-го Белорусского фронта. В 1945 году участвовал в съёмках фильма «Падение Берлина», снимал эпизод с водружением Красного знамени над Рейхстагом. С 1949 года на Рижской киностудии. Подробнее о нем...
Анатолий Александрович Крылов (5 июля 1913, Москва — 1995, Москва) — советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1951). Работу в кино начал в 1931 году с ассистента оператора на Московской кинофабрике «Союзкино» (с 1933 года — «Мостехфильм») с перерывом на службу в Красной армии в 1935—1937 годах. С 1938 года на Московской студии кинохроники. Начало Великой Отечественной войны застало его на съёмках в Батуми, откуда пришлось срочно возвращаться. И уже в начале июля с группой кинооператоров хроники выдвинулся в зону боевых действий, к Смоленску. В звании инженер-капитана служил в киногруппах Центрального, Западного и 3-м Белорусского фронтах. Считался одним из самых отважных и умелых военных операторов. Подробнее о нем...