А. Н. Селиванова
исследователь архитектуры и истории повседневности СССР 1920—1930-х годов,
кандидат архитектуры
С начала 1930-х годов, вслед за новыми директивами партии, главным понятием для советского градостроительства, точкой отсчета и единицей измерения станет ансамбль. «Ансамбль», так же как и слова «монументальность», «радость» и «бодрость», оставаясь важнейшей частью словаря советского архитектора на протяжении двадцати лет, были чем-то туманным, но очень притягательным. В реконструируемых Москве, Ленинграде, Горьком, Киеве проектировали репрезентативные кварталы и магистрали, площади, которые по отдельности и в целом должны были составлять гармоничную целостную композицию, ансамбль. Тем же путем следовали и Бобрики, недаром переименованные в 1933 году в во всех смыслах более благозвучный Сталиногорск.
В этом же году схема планировки города была принята Гипрогором. Эскизный проект по решению центральных кварталов составляла бригада в составе архитекторов Е. А. Васильева, И. Л. Длугач, Е. Л. Иохелеса, под руководством бригадира Д. М. Соболева и при консультации профессора В. А. Веснина. Проект, как особо было отмечено, включал в себя «не только плановое решение (как это было до сих пор), но и общее архитектурное оформление основных частей района (магистралей, площадей)».[1] Строительство, вопреки указаниям 1932 года, планируется уже исключительно капитальное, 4-5 этажное. Интересно сопоставить это новое решение с предыдущим.
В первую очередь можно увидеть что «крестообразная» структура, заложенная еще в проекте Кузнецова сохранена и развита в виде креста из главных магистралей — «экваториальной» и «меридианальной». Урванский лес сохранен в виде ПКиО на востоке центра. На первый взгляд проект Соболева лишь развивает идеи Кузнецова: к магистралям примыкает полоса основного массива жилых домов, затем глубже проходит полоса меньшей интенсивности — детские сектора, между секторами — физкультурные площадки, сеть объектов районного социального-бытового и культурного назначения пронизывает весь город.
Но на этом сходство заканчивается. Основной принцип застройки, что особенно характерно — периметральный (среди прочих преимуществ периметральная застройка, по мнению Соболева, «способствует скорейшему архитектурному оформлению магистралей»[2]). Структура города состоит из отдельных замкнутных ячеек — жилкомплексов, состоящих из жилья, столовой, ясель, детсадов, пункта медпомощи, физкультурной ячейки и «клуба-примитива» с зеленым массивом (20 единиц), жилкомплексы группируются, образуя «объединенную базу более углубленной культурно-просветительской и физкультурной работы» (4 единицы), третий уровень городской организации — группирование по двум «подрайонам», вокруг клубов и физкультурных баз. На высшем уровне — общегородские организации, такие как Дворец культуры, Парк культуры и отдыха, центральный стадион, ВУЗ и пр.
Такая жесткая схема четко выделяет значимость того или иного элемента города, выстраивая из жилкомплексов-блоков общую символическую «пирамиду». Цельность города достигается не за счет единого пространственного «сквозного» решения, а за счет последовательного комбинирования и увязки отдельных элементов-«ансамблей». Но необходимость единой пространственной связи осознавалась и была решена за счет богато оформленных и выделенных в отдельные артерии магистралей, имеющих свой автономный «фасад», спроектированный и «оформленный» в зависимости от функциональных особенностей (меридианальная — транзитная[3] и экваториальная — бульварная). Жилкломплекс, который решался «как единый архитектурно-пространственный ансамбль с ярко выраженным входом, ведущим с магистрали во внутренний двор (вестибюль)»[4] был либо закрыт от улицы фасадами (в случае «транзитной» магистрали), либо развернут, открывая глубокую перспективу вглубь квартала (в случае прогулочной, бульварной магистрали). Особую роль в проектировании магистралей сыграли уже построенные капитальные дома, обращенные к улице торцами, а также двухэтажные каркасные дома и баня, своим видом не соответствовавшие репрезентативному решению, и их потребовалось «прикрыть» домами-ширмами большой протяженности.
В проекте основное внимание уделено именно визуальному восприятию городского пространства, используются классицистические приемы «подготовки» зрителя к восприятию центральных площадей, определено положение доминант и акцентов, простроена последовательность смены видов и перспектив[5]. Такая театрализованная, эстетическая игра, основанная на исторических архитектурных аллюзиях, тем не менее, с точки зрения авторов, не противоречила основным задачам строительства соцгорода. А такие острые еще 2 года назад вопросы, как функциональное решение города, определение состава жилого района, типа застройки, вопросы связей с промпредприятиями и агрозонами, тема стандартного и облегченного строительства либо присутствуют в проекте как уже давно решенные и досадные технические подробности[6], отделенные от собственно художественного образа города, либо, как последние, отсутствуют вовсе.
На строительстве «пирамиды», 1933 год.
Центральные ансамбли
Итак, эта схема застройки города, его пространственное и художественное решение уже практически не менялось, и с 1933 г. под руководством Соболева начали разрабатываться отдельные «ячейки» - ансамбли, главные площади, центральные сооружения города. Начали строительство с центральных кварталов, примыкающих к главным магистралям.
…Район должен рассматриваться как самостоятельная часть всего организма города.
…
Архитектурное оформление самого района строительства 1934-1935 гг., как занимающего одно из основных мест города, должно быть достаточно богатым и использующим скульптурные и декоративные элементы[7].
Ансамбль Дмитрия Соболева «Квартал № 3», 1933 год.
Следуя общему принципу, территория района рассматривалась как укрупненный квартал, состоящий из системы жилых комплексов, и разделенный на две зоны — жилую (со столовыми, клубами-примитивами, физкультурными площадками и пр.) и детскую (ясли, детсады). Зоны располагались полосами параллельно магистрали; внутри они были разделены аллеями и местами отдыха. Интересно, как постепенно при переходе от общего эскизного проекта Соболева к разработке центрального района значение магистралей и площадей начинает доминировать над застройкой, превращая ее из основной градостроительной ткани в декорацию:
Общее архитектурное решение застройки предопределяется планировкой всего района, главным образом идеей оформления основных магистралей и площадей[8].
В итоге кварталы, построенные в 1934-36 годах до сих пор сохраняют вид архитектурных двумерных «кулис», т.к. застройка вглубь так и не была осуществлена[9]. А большинство капитальных домов, «обрамляющих» главную меридианальную магистраль (ныне — ул.Московская), которая по проекту должна была связывать районную и центральную площади, выстроено в виде монументальных порталов, открывающих перспективу на внутренние дворики, «которые служат парадными территориями при входах в дома детского сектора и физкультурные площадки».
В конце 1934 — начале 1935 года в Сталиногорске было создано архитектурно-планировочное управление и архитектурно-художественный совет, которые должны были в дальнейшем осуществлять проектирование и контроль за строительством. Эти организации должны были, с точки зрения общественности, ликвидировать источник большинства архитектурно-строительных проблем города, — проектирование Сталиногорска из Москвы, отрыв проектировочных организаций от строительства на месте.
Проектированием с 1935 года занимались архитекторы М. Джандиери, Н. Якобсон, Н. Сапожников, Е. Сорокина, С. Ковыков, Е. Васильев. Осуществлена была застройка магистралей (ул.Московская и ул.Комсомольская), квартал №55 с высотным зданием (Радио-дом) (архитекторы Якобсон, Джандиери, Сорокина), выходящим на южную площадь, напротив — здание Дворец культуры химкомбината с садом при фойе (изначально — кинотеатра) (архитектор окончательного варианта в источниках пока не обнаружен, известны ранние варианты проекта — Е.Сорокиной, А.(?)Васильева).
1) 55-й квартал (архитекторы Н. Л. Якобсон, М. И. Джандиери), 1935 год;
2) Проект кинотеатра (реализован как здание Дворца культуры химкомбината, ныне — городской ДК), 1935 год.
Центральная площадь по проекту была намечена в конце Московской улицы, на ней было запроектировано высотное (в 4 яруса) здание Горсовета, замыкающее перспективу улицы, и центральный Дом культуры, посередине площади — монументальный фонтан.
1) План кварталов, 1935 год;
2) Нереализованный проект центральной площади с фонтаном в конце Московской улицы (архитектор М. И. Джандиери, 1935 год).
Эта часть проекта так и не была реализована, функции главных площадей разделили южная «районная» площадь (Советская площадь), на которой позже появилось здание Горсовета и Научно-исследовательский угольный институт и северная площадь, на углу которой по типовому проекту В. П. Калмыкова 1935 года уже после войны (в 1946 г.) было выстроено здание кинотеатра «Победа».
Нереализованный проект Центрального ДК в конце Московской улицы, 1935 год.
Критика
Как и осуществление проектов, так и критика архитектуры в самом Сталиногорске несколько отставала от уже распространившихся в Москве оценок «дореформенной» архитектуры и градостроительства. Только 1935 году в городе во весь голос уже начинает звучать критические отзывы о более раннем строительстве, причем застройка по кварталам (с 1931 г.) оценивается как эволюционирующая.
Если взять квартал 42 с его 14 четырехэтажными домами, расположенных по порядковой системе застройки[10] (самый ранний квартал, упомянутый Г.Алексеевым, строчная застройка — А.С.) , то и сама расстановка зданий в квартале и вид домов заставляют в будущем отказаться от такой системы застройки и угнетающей однообразной архитектуры зданий.
…
По архитектурной проработке, здания 37 квартала являются несколько лучшими, по сравнению с домами 42 квартала. В них внесены элементы украшений (балконы, лоджии, пояски, карнизы, цветники и пр.).(имеется в виду застройка 1933 года, отчасти на существующих фундаментах, архитекторы Д.М.Соболев и Е.А.Васильев — А.С.) Совершенно отличными от застроенных 42, 37 кварталов является проект планировки кварталов и архитектуры домов на кварталах 53, 54, 55. Ярко выраженная зигзагообразная застройка с парадными дворами-вестибюлями, внутренними (интимными) дворами оформляет своими фасадами уличные магистрали города. Застройка этих кварталов начинается в 1935 году Сталиногорстроем и ГРЭС’ом[11].
Таким образом, помимо нового строительства, в 1935 году первоочередной задачей было признано и исправление прошлых «ошибок». В статье С.Грузинова в газете «Сталиногорский пролетарий» отмечено несколько важнейших шагов в этом направлении. Во-первых, предлагалось заполнить разрывы между домами 42 квартала, то есть застроить 4-5 этажными зданиями выходящие на улицу торцы домов (по сути, это возвращение к решению, предложенному в свое время Кузнецовым и Корноуховым), связать по периметру кварталов отстоящие друг от друга дома капитальными оградами. В высшей степени здесь проявлено желание отделить улицу от квартала любыми средствами; избавиться от разрывов и «лабиринтов» — получается, что это разделение могло носить даже и столь символический характер.
Этим будет достигнута четкость в границах квартала и в оформлении уличных магистралей зданиями с фасадами на улицу[12].
Кроме того, дома предполагалось дополнить «простыми элементами украшений (балконы, оштукатурка и окраска фасадов)»[13], ввести элементы скульптурных украшений, фонтаны, «фигуры», вазы для цветов.
Несмотря на все эти установки, инерция лаконичной, «скульптурной», пространственно выразительной архитектуры, больше свойственной второй половине 20-х годов, в Сталиногорске сохранялась достаточно долго.
Дорогие материалы для отделки не были доступны, поэтому активно использовались комбинации из штукатурки различной фактуры, иногда в бетон вкраплялись осколки стекла, смальты и т.д. В соединении с тонкой проработкой элементов зданий, свободной трактовкой классических элементов, сооружения этого периода представляют собой яркий образец «переходного» стиля, гармоничный синтез конструктивистской пластики и проработки фасадов, более характерной для европейского ар деко. В застройке центрального района можно обнаружить все обязательные компоненты этого стиля: огромные арки, упрощенный и неклассический («египетский») ордер, карнизы-скоции, ступенчатые «рамочные» порталы, мотив кессонов на фасадах и т.д.
Пожалуй, в меньшей степени это относится к градостроительным решениям, к 1935-36 году в Сталиногорске полностью уже была сформирована концепция неоклассических ансамблей, сохраняющаяся вплоть до 50-х годов (а отчасти и позже).
1) Планировка кварталов, 1935 год; 2) Послевоенная реконструкция Сталиногорска.
[1] Д.М.Соболев. Проекты застройки г. Бобрики // Планировка и строительство городов, 1933 г, №10. — С. 12-16.
[2] Д.М.Соболев, указ.статья, с. 13.
[3] По «транзитной» магистрали, идущей с севера на юг, по выделенному полотну была проложена железная дорога, идущая от станции Московская (возле неосуществленной центральной площади) через весь город до станции Сборная-Угольная.
[5] Например: «Ритмическое построение входов, постепенная трансформация, сужение по мере приближения к центру определяют движение по магистрали к центру, создавая подготовку к восприятию его.» (там же, с.15)
[6] «На решение композиции магистрали №3 значительное влияние оказала уложенная в нескольких кварталах водопроводная сеть» (там же, с.15)
[7] А.А.Галактионов. Проект застройки Сталиногорска // Архитектура СССР, 1935 г, № 4. - С. 69-73.
[9] Эта схема полностью соответствовала директивам постановления президиума Мосгорисполкома и Моссовета от 14 июля 1932 «О типе жилого дома», где специально указывалось, что застройку Москвы следует осуществлять по магистральным улицам, украшая и оформляя их.
[10] Здесь стоит привести еще одну цитату из соседней статьи, касающуюся оценки «дореформенных» градостроительных приемов. В этом случае строчная застройка охарактеризована совсем иначе, даже противоположно, но тоже негативно:
Улицы, как фактор оформления города — практически отсутствуют. Разбросанные «беспорядочном порядке» стандартные жилые дома представляют не особенно привлекательную картину, где единственным ориентиром служат тротуары и шоссе, без которых в этом лабиринте нетрудно и заблудится.
- И. Миронов. Заметки архитектора // Сталиногорский пролетарий №50 (1068) от 1 марта 1935 года.
[11] С.Грузинов. К вопросу о планировке города // Сталиногорский пролетарий №50 (1068) от 1 марта 1935 года.
|