Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 98%

Статьи

Главная » Статьи » Вторая Москва

Селиванова А. Н. Бобрики – Сталиногорск – Новомосковск: Часть 4. Проект Д. Соболева: «Город-пирамида»

А. Н. Селиванова
исследователь архитектуры и истории повседневности СССР 1920—1930-х годов,
кандидат архитектуры

 

С начала 1930-х годов, вслед за новыми директивами партии, главным понятием для советского градостроительства, точкой отсчета и единицей измерения станет ансамбль. «Ансамбль», так же как и слова «монументальность», «радость» и «бодрость», оставаясь важнейшей частью словаря советского архитектора на протяжении двадцати лет, были чем-то туманным, но очень притягательным. В реконструируемых Москве, Ленинграде, Горьком, Киеве проектировали репрезентативные кварталы и магистрали, площади, которые по отдельности и в целом должны были составлять гармоничную целостную композицию, ансамбль. Тем же путем следовали и Бобрики, недаром переименованные в 1933 году в во всех смыслах более благозвучный Сталиногорск.

В этом же году схема планировки города была принята Гипрогором. Эскизный проект по решению центральных кварталов составляла бригада в составе архитекторов Е. А. Васильева, И. Л. Длугач, Е. Л. Иохелеса, под руководством бригадира Д. М. Соболева и при консультации профессора В. А. Веснина. Проект, как особо было отмечено, включал в себя «не только плановое решение (как это было до сих пор), но и общее архитектурное оформление основных частей района (магистралей, площадей)».[1] Строительство, вопреки указаниям 1932 года, планируется уже исключительно капитальное, 4-5 этажное. Интересно сопоставить это новое решение с предыдущим.

В первую очередь можно увидеть что «крестообразная» структура, заложенная еще в проекте Кузнецова сохранена и развита в виде креста из главных магистралей — «экваториальной» и «меридианальной». Урванский лес сохранен в виде ПКиО на востоке центра. На первый взгляд проект Соболева лишь развивает идеи Кузнецова: к магистралям примыкает полоса основного массива жилых домов, затем глубже проходит полоса меньшей интенсивности — детские сектора, между секторами — физкультурные площадки, сеть объектов районного социального-бытового и культурного назначения пронизывает весь город.

Но на этом сходство заканчивается. Основной принцип застройки, что особенно характерно — периметральный (среди прочих преимуществ периметральная застройка, по мнению Соболева, «способствует скорейшему архитектурному оформлению магистралей»[2]). Структура города состоит из отдельных замкнутных ячеек — жилкомплексов, состоящих из жилья, столовой, ясель, детсадов, пункта медпомощи, физкультурной ячейки и «клуба-примитива» с зеленым массивом (20 единиц), жилкомплексы группируются, образуя «объединенную базу более углубленной культурно-просветительской и физкультурной работы» (4 единицы), третий уровень городской организации — группирование по двум «подрайонам», вокруг клубов и физкультурных баз. На высшем уровне — общегородские организации, такие как Дворец культуры, Парк культуры и отдыха, центральный стадион, ВУЗ и пр.

Такая жесткая схема четко выделяет значимость того или иного элемента города, выстраивая из жилкомплексов-блоков общую символическую «пирамиду». Цельность города достигается не за счет единого пространственного «сквозного» решения, а за счет последовательного комбинирования и увязки отдельных элементов-«ансамблей». Но необходимость единой пространственной связи осознавалась и была решена за счет богато оформленных и выделенных в отдельные артерии магистралей, имеющих свой автономный «фасад», спроектированный и «оформленный» в зависимости от функциональных особенностей (меридианальная — транзитная[3] и экваториальная — бульварная). Жилкломплекс, который решался «как единый архитектурно-пространственный ансамбль с ярко выраженным входом, ведущим с магистрали во внутренний двор (вестибюль)»[4] был либо закрыт от улицы фасадами (в случае «транзитной» магистрали), либо развернут, открывая глубокую перспективу вглубь квартала (в случае прогулочной, бульварной магистрали). Особую роль в проектировании магистралей сыграли уже построенные капитальные дома, обращенные к улице торцами, а также двухэтажные каркасные дома и баня, своим видом не соответствовавшие репрезентативному решению, и их потребовалось «прикрыть» домами-ширмами большой протяженности.

В проекте основное внимание уделено именно визуальному восприятию городского пространства, используются классицистические приемы «подготовки» зрителя к восприятию центральных площадей, определено положение доминант и акцентов, простроена последовательность смены видов и перспектив[5]. Такая театрализованная, эстетическая игра, основанная на исторических архитектурных аллюзиях, тем не менее, с точки зрения авторов, не противоречила основным задачам строительства соцгорода. А такие острые еще 2 года назад вопросы, как функциональное решение города, определение состава жилого района, типа застройки, вопросы связей с промпредприятиями и агрозонами, тема стандартного и облегченного строительства либо присутствуют в проекте как уже давно решенные и досадные технические подробности[6], отделенные от собственно художественного образа города, либо, как последние, отсутствуют вовсе.

 


На строительстве «пирамиды», 1933 год.

Центральные ансамбли

Итак, эта схема застройки города, его пространственное и художественное решение уже практически не менялось, и с 1933 г. под руководством Соболева начали разрабатываться отдельные «ячейки» - ансамбли, главные площади, центральные сооружения города. Начали строительство с центральных кварталов, примыкающих к главным магистралям.

…Район должен рассматриваться как самостоятельная часть всего организма города.

Архитектурное оформление самого района строительства 1934-1935 гг., как занимающего одно из основных мест города, должно быть достаточно богатым и использующим скульптурные и декоративные элементы[7].

 


Ансамбль Дмитрия Соболева «Квартал № 3», 1933 год.

 

Следуя общему принципу, территория района рассматривалась как укрупненный квартал, состоящий из системы жилых комплексов, и разделенный на две зоны — жилую (со столовыми, клубами-примитивами, физкультурными площадками и пр.) и детскую (ясли, детсады). Зоны располагались полосами параллельно магистрали; внутри они были разделены аллеями и местами отдыха. Интересно, как постепенно при переходе от общего эскизного проекта Соболева к разработке центрального района значение магистралей и площадей начинает доминировать над застройкой, превращая ее из основной градостроительной ткани в декорацию:

Общее архитектурное решение застройки предопределяется планировкой всего района, главным образом идеей оформления основных магистралей и площадей[8].

В итоге кварталы, построенные в 1934-36 годах до сих пор сохраняют вид архитектурных двумерных «кулис», т.к. застройка вглубь так и не была осуществлена[9]. А большинство капитальных домов, «обрамляющих» главную меридианальную магистраль (ныне — ул.Московская), которая по проекту должна была связывать районную и центральную площади, выстроено в виде монументальных порталов, открывающих перспективу на внутренние дворики, «которые служат парадными территориями при входах в дома детского сектора и физкультурные площадки».

В конце 1934 — начале 1935 года в Сталиногорске было создано архитектурно-планировочное управление и архитектурно-художественный совет, которые должны были в дальнейшем осуществлять проектирование и контроль за строительством. Эти организации должны были, с точки зрения общественности, ликвидировать источник большинства архитектурно-строительных проблем города, — проектирование Сталиногорска из Москвы, отрыв проектировочных организаций от строительства на месте.

Проектированием с 1935 года занимались архитекторы М. Джандиери, Н. Якобсон, Н. Сапожников, Е. Сорокина, С. Ковыков, Е. Васильев. Осуществлена была застройка магистралей (ул.Московская и ул.Комсомольская), квартал №55 с высотным зданием (Радио-дом) (архитекторы Якобсон, Джандиери, Сорокина), выходящим на южную площадь, напротив — здание Дворец культуры химкомбината с садом при фойе (изначально — кинотеатра) (архитектор окончательного варианта в источниках пока не обнаружен, известны ранние варианты проекта — Е.Сорокиной, А.(?)Васильева).

 


1) 55-й квартал (архитекторы Н. Л. Якобсон, М. И. Джандиери), 1935 год;
2) Проект кинотеатра (реализован как здание Дворца культуры химкомбината, ныне — городской ДК), 1935 год.

 

Центральная площадь по проекту была намечена в конце Московской улицы, на ней было запроектировано высотное (в 4 яруса) здание Горсовета, замыкающее перспективу улицы, и центральный Дом культуры, посередине площади — монументальный фонтан.

 


1) План кварталов, 1935 год;
2) Нереализованный проект центральной площади с фонтаном в конце Московской улицы (архитектор М. И. Джандиери, 1935 год).

 

Эта часть проекта так и не была реализована, функции главных площадей разделили южная «районная» площадь (Советская площадь), на которой позже появилось здание Горсовета и Научно-исследовательский угольный институт и северная площадь, на углу которой по типовому проекту В. П. Калмыкова 1935 года уже после войны (в 1946 г.) было выстроено здание кинотеатра «Победа».

 


Нереализованный проект Центрального ДК в конце Московской улицы, 1935 год.

Критика

Как и осуществление проектов, так и критика архитектуры в самом Сталиногорске несколько отставала от уже распространившихся в Москве оценок «дореформенной» архитектуры и градостроительства. Только 1935 году в городе во весь голос уже начинает звучать критические отзывы о более раннем строительстве, причем застройка по кварталам (с 1931 г.) оценивается как эволюционирующая.

Если взять квартал 42 с его 14 четырехэтажными домами, расположенных по порядковой системе застройки[10] (самый ранний квартал, упомянутый Г.Алексеевым, строчная застройка — А.С.) , то и сама расстановка зданий в квартале и вид домов заставляют в будущем отказаться от такой системы застройки и угнетающей однообразной архитектуры зданий.

По архитектурной проработке, здания 37 квартала являются несколько лучшими, по сравнению с домами 42 квартала. В них внесены элементы украшений (балконы, лоджии, пояски, карнизы, цветники и пр.).(имеется в виду застройка 1933 года, отчасти на существующих фундаментах, архитекторы Д.М.Соболев и Е.А.Васильев — А.С.) Совершенно отличными от застроенных 42, 37 кварталов является проект планировки кварталов и архитектуры домов на кварталах 53, 54, 55. Ярко выраженная зигзагообразная застройка с парадными дворами-вестибюлями, внутренними (интимными) дворами оформляет своими фасадами уличные магистрали города. Застройка этих кварталов начинается в 1935 году Сталиногорстроем и ГРЭС’ом[11].

Таким образом, помимо нового строительства, в 1935 году первоочередной задачей было признано и исправление прошлых «ошибок». В статье С.Грузинова в газете «Сталиногорский пролетарий» отмечено несколько важнейших шагов в этом направлении. Во-первых, предлагалось заполнить разрывы между домами 42 квартала, то есть застроить 4-5 этажными зданиями выходящие на улицу торцы домов (по сути, это возвращение к решению, предложенному в свое время Кузнецовым и Корноуховым), связать по периметру кварталов отстоящие друг от друга дома капитальными оградами. В высшей степени здесь проявлено желание отделить улицу от квартала любыми средствами; избавиться от разрывов и «лабиринтов» — получается, что это разделение могло носить даже и столь символический характер.

Этим будет достигнута четкость в границах квартала и в оформлении уличных магистралей зданиями с фасадами на улицу[12].

Кроме того, дома предполагалось дополнить «простыми элементами украшений (балконы, оштукатурка и окраска фасадов)»[13], ввести элементы скульптурных украшений, фонтаны, «фигуры», вазы для цветов.

Несмотря на все эти установки, инерция лаконичной, «скульптурной», пространственно выразительной архитектуры, больше свойственной второй половине 20-х годов, в Сталиногорске сохранялась достаточно долго.

Дорогие материалы для отделки не были доступны, поэтому активно использовались комбинации из штукатурки различной фактуры, иногда в бетон вкраплялись осколки стекла, смальты и т.д. В соединении с тонкой проработкой элементов зданий, свободной трактовкой классических элементов, сооружения этого периода представляют собой яркий образец «переходного» стиля, гармоничный синтез конструктивистской пластики и проработки фасадов, более характерной для европейского ар деко. В застройке центрального района можно обнаружить все обязательные компоненты этого стиля: огромные арки, упрощенный и неклассический («египетский») ордер, карнизы-скоции, ступенчатые «рамочные» порталы, мотив кессонов на фасадах и т.д.

Пожалуй, в меньшей степени это относится к градостроительным решениям, к 1935-36 году в Сталиногорске полностью уже была сформирована концепция неоклассических ансамблей, сохраняющаяся вплоть до 50-х годов (а отчасти и позже).


1) Планировка кварталов, 1935 год; 2) Послевоенная реконструкция Сталиногорска.

 


[1] Д.М.Соболев. Проекты застройки г. Бобрики // Планировка и строительство городов, 1933 г, №10. — С. 12-16.

[2] Д.М.Соболев, указ.статья, с. 13.

[3] По «транзитной» магистрали, идущей с севера на юг, по выделенному полотну была проложена железная дорога, идущая от станции Московская (возле неосуществленной центральной площади) через весь город до станции Сборная-Угольная.

[4] Там же, с. 14.

[5] Например: «Ритмическое построение входов, постепенная трансформация, сужение по мере приближения к центру определяют движение по магистрали к центру, создавая подготовку к восприятию его.» (там же, с.15)

[6] «На решение композиции магистрали №3 значительное влияние оказала уложенная в нескольких кварталах водопроводная сеть» (там же, с.15)

[7] А.А.Галактионов. Проект застройки Сталиногорска // Архитектура СССР, 1935 г, № 4. - С. 69-73.

[8] Там же, с. 71.

[9] Эта схема полностью соответствовала директивам постановления президиума Мосгорисполкома и Моссовета от 14 июля 1932 «О типе жилого дома», где специально указывалось, что застройку Москвы следует осуществлять по магистральным улицам, украшая и оформляя их.

[10] Здесь стоит привести еще одну цитату из соседней статьи, касающуюся оценки «дореформенных» градостроительных приемов. В этом случае строчная застройка охарактеризована совсем иначе, даже противоположно, но тоже негативно:

Улицы, как фактор оформления города — практически отсутствуют. Разбросанные «беспорядочном порядке» стандартные жилые дома представляют не особенно привлекательную картину, где единственным ориентиром служат тротуары и шоссе, без которых в этом лабиринте нетрудно и заблудится.

- И. Миронов. Заметки архитектора // Сталиногорский пролетарий №50 (1068) от 1 марта 1935 года.

[11] С.Грузинов. К вопросу о планировке города // Сталиногорский пролетарий №50 (1068) от 1 марта 1935 года.

[12] Там же.

[13] Там же.


Категория: Вторая Москва | Добавил: Редактор (01.02.2016) | Версия для печати
Просмотров: 3793 | Теги: Соцгород, Селиванова, 1930-е годы

Еще на эту тему:


Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Ваш комментарий будет первым:
avatar
для детей старше 12 лет
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
20 апреля...

В 1942 году Центральная детская библиотека Сталиногорска снова начала выдавать книги своим юным читателям.

Комментарии
Вот об этом я вам говорил еще 10 лет назад. Видите, как это просто ?
Для телефона шрифт пока мелковат. Сделайте еще увеличение шрифта при перех

Счет на адаптивный дизайн пока не открывал, но сейчас стало лучше?

хочу сьездить посмотреть на захоронение в дудкино интересно там что то осталось табличка или нечего нету овраг как овраг

Прекрасная картинка! Теперь если по ней нажать дважды пальцем, то она увеличивается и можно читать? В качестве простого обходного варианта, чем сразу

Вконтактов у меня нет. Поддержать — это не та кнопка. Нужна кнопка «Сделаем сайт читабельным на телефонах».  Браузеры хромиум и файерфокс. Сайт должен

Теги
28 ноября 1941 немецкие преступления Соцгород 1930-е годы Шенцов Связь времен аэрофотосъемка Коммунар 1944 год немецкое фото химкомбинат 4-я танковая дивизия 112-я пехотная дивизия 328-я стрелковая дивизия 9 декабря 1941 41-я кавалерийская дивизия 18 ноября 1941 1945 год ул. Комсомольская 1950-е годы 1941 год 172-я стрелковая дивизия Советская площадь 1940-е годы 2-я гвардейская кавдивизия Белова нквд Пырьев Nara 239-я стрелковая дивизия 27 ноября 1941 29-я мотопехотная дивизия 1943 год митрофанов Гато советские карты Сталиногорцы Владимиров октябрь 1941 года ноябрь 1941 года ул. Московская 11 декабря 1941 12 декабря 1941 Документальная проза декабрь 1941 года РГАКФД 19 ноября 1941 Сталиногорск-2 1942 год Рафалович Донская газета Мелихов 108-я танковая дивизия 180-й полк НКВД 336-й артиллерийский дивизион 30 ноября 1941 Мартиросян РГВА июль 1941 года советские документы сталиногорское подполье 17 ноября 1941 16 ноября 1941 15 ноября 1941 20 ноября 1941 21 ноября 1941 22 ноября 1941 26 ноября 1941 исследования 25 ноября 1941 Головко Малашкин связисты пехота интервью Яковлев артиллеристы комсостав награжденные медалью «За отвагу» 23 ноября 1941 немецкие документы наградные листы комиссары кавалеры ордена Красного Знамени 10 декабря 1941 предатели Память советские мемуары медицинские работники 167-я пехотная дивизия братская могила ЦАМО 13 декабря 1941 330-я стрелковая дивизия кавалеры ордена Красной Звезды Сталиногорская правда Новомосковская правда 24 ноября 1941 Чумичев Новомосковский музей
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0