Бобкова М. Н.
заведующая отделом экспозиции
МУК «Объединение «Новомосковский историко-художественный музей»
Тихо прожил я жизнь человечью:
ни бурана, ни шторма не знал,
по волнам океана не плавал,
в облаках и во сне не летал.
Но зато, словно юность вторую,
полюбил я в просторном краю
эту черную землю сырую,
эту милую землю мою.
Для нее ничего не жалея,
я лишался покоя и сна,
стали руки большие темнее,
но зато посветлела она.
Чтоб ее не кручинились кручи
и глядела она веселей,
я возил ее в тачке скрипучей,
так, как женщины возят детей.
Я себя признаю виноватым,
но прощенья не требую в том,
что ее подымал я лопатой
и валил на колени кайлом.
|
Ведь и сам я, от счастья бледнея,
зажимая гранату свою,
в полный рост поднимался над нею
и, простреленный, падал в бою.
Ты дала мне вершину и бездну,
подарила свою широту.
Стал я сильным, как терн, и железным –
даже окиси привкус во рту.
Даже жесткие эти морщины,
что на лбу и по щекам прошли,
как отцовские руки у сына,
по наследству я взял у земли.
Человек с голубыми глазами,
не стыжусь и не радуюсь я,
что осталась земля под ногтями
и под сердцем осталась земля.
Ты мне небом и волнами стала,
колыбель и последний приют…
видно, значишь ты в жизни немало,
если жизнь за тебя отдают.
|
Эти строки Ярослав Васильевич Смеляков написал в победном 1945 году, находясь в нашем городе, тогда еще Сталиногорске… 13 октября 1944 года судьба забросила поэта в Мосбасс… Предшествовали этому некоторые подробности биографии Смелякова, которые я считаю нужным осветить…
Я. В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 года) в городе Луцке Волынской губернии (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провел в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке. Позднее учился на наборщика в фабрично-заводской полиграфической школе. Начав писать еще в ранние годы, будучи учеником, публиковал свои стихотворения в заводской газете, работал над сценариями для агитбригад, посещал литературные кружки при «Огоньке» и «Комсомольской правде». Вскоре его талант был замечен поэтами Михаилом Светловым и Эдуардом Багрицким.
На следующий год после окончания заводской школы, в 1932 году вышел его первый сборник «Работа и любовь», который он набирал лично, как типографский наборщик. Вскоре появилась и вторая книга поэта «Стихи».
В 1934 году по ложному обвинению Смеляков вместе со своими друзьями поэтами Павлом Васильевым и Борисом Корниловым был арестован. Был освобожден в 1937 году. Впоследствии рядовым солдатом ушел на финскую войну, а в 1941 году, уже во время Великой Отечественной Войны, в Карелии попал в финский плен, в котором пробыл три года. В плену Смеляков скрыл от финнов, что он известный русский поэт. Он возвратился на родину осенью 1944 года, когда было заключено перемирие с Финляндией и был произведен размен военнопленных… как и сотни тысяч других военнопленных был незаслуженно осужден сталинским режимом и отправлен в лагерь под Сталиногорск, на 19-ю шахту, где исполнял обязанности банщика…
Возвращаясь к тогдашней, литературной жизни нашего города, стоит сказать, что эти первые послевоенные годы были особыми, поскольку здесь жил Ярослав Смеляков. Он попал в город у истоков Дона не по своей воле, прибыл по этапу…
Здесь, в нашем городе ссыльному поэту сильно помогли два человека: главный редактор местной газеты Константин Разин и поэт Степан Поздняков. При содействии Константина Ивановича Разина Смелякова приняли в штат «Сталиногорской правды». Работая здесь ответственным секретарем, поэт постоянно выступал с творческими отчетами перед своими постоянными читателями – шахтерами, строителями, тружениками сельского хозяйства. При этом Смеляков с энтузиазмом руководил литобъединением местных поэтов и прозаиков: ведь многие из ныне хорошо известных читателям новомосковских литераторов своим художественным ростом и мастерством обязаны именно ему.
Работа работой, но где-то надо было жить, спать и есть. Тяжело раненный поэт Степан Поздняков приютил его в своей комнате в коммуналке. Жили в тесноте, да не в обиде: койку Ярослава отделял от хозяев большой самодельный шифоньер. По ночам Ярослав часто сочинял стихи и утром читал их Позднякову. Несмотря на тяжелые обстоятельства, Смеляков сочиняет здесь светлые стихи о матери, сравнивая ее с Родиной, которую также надо оберегать:
Я не знаю, отличья какие,
не умею я вас разделять:
ты одна у меня, как Россия,
милосердная русская мать.
|
Это слово протяжно и кратко
произносят на весях родных
и младенцы в некрепких кроватках,
и солдаты в могилах своих.
|
В своей автобиографии Ярослав Васильевич писал, что одной из самых значительных своих книг считает сборник стихов «Кремлевские ели», изданную в 1948 году. Стихотворение, одноименное с названием этой книги, он написал в 1945 году, находясь в нашем городе:
Это кто-то придумал счастливо,
что на Красную площадь привез
не плакучее празднество ивы
и не легкую сказку берез.
Валерий Дементьев, автор книги о Смелякове «Сильный как терн», считал примечательной вещью стихи Ярослава «У насыпи братской могилы…». Они были опубликованы 13 ноября 1945 года в «Сталиногорской правде», спустя не- сколько дней после открытия памятника воинам, павшим при освобождении Подмосковья:
У насыпи братской могилы
я тихо, как память, стою,
в негнущихся пальцах сжимая
гражданскую шапку свою.
|
Под темными лапами елей,
в глубокой земле, как во сне,
вы молча и верно несете
сверхсрочную службу стране.
|
Надо сказать, что это стихотворение, созданное Ярославом Васильевичем на нашей земле, позднее вошло в его сборник «День России», за который в 1967 году ему была присуждена Государственная премия СССР.
Ярослав Васильевич Смеляков жил в нашем городе в послевоенное время, но, тем не менее, есть у него стихотворение, посвященное освобождению Сталиногорска. Стихотворение написано как воспоминание самих жителей города об этом знаменательном событии:
Гаснет электричество в окне,
затихает музыка и пенье.
Вспоминает город в тишине
дату своего освобожденья.
В наших отвоеванных домах
матери благословляют снова
снег и кровь на блещущих клинках
всадников из корпуса Белова.
Я в стихе, как в сердце, берегу
силуэты конников в снегу,
на морозном поле площадей
легкие копыта лошадей,
на широких улицах больших
речь освободителей твоих.
|
Девушки Сталиногорска в книжки
вписывают ваши имена,
и влюблено держатся мальчишки
за своих героев стремена.
Мчатся кони в солнечном просторе –
конники проносят по фронтам
смерть и горе гитлеровской своре,
жизнь и славу нашим городам.
|
После освобождения нашего города в декабре 1941 года необходимо было в кратчайшие сроки восстановить разрушенные промышленность, дома, шахты. Этот трудный военный период Ярослав Васильевич отразил в своем стихотворении, написанном в нашем городе уже после войны, в 1946 году:
Первый день свободного труда,
Никогда мы не забудем это:
Первый хлеб и первая вода,
Первый свет и первая газета.
Трудная военная пора.
Были нам как счастье и расплата –
Первый стук литого топора,
Первый гвоздь и первая лопата.
Сохраним мы в памяти своей
праздничное время созиданья,
как из обгоревших кирпичей
заново отстраивали зданья.
|
В нашем счастье жаркого труда
подружились шахты и колхозы.
Угольные мчатся поезда,
движутся колхозные обозы.
Мирный дым идет из наших хат,
и в сиянье зимнего заката,
словно Башни Химии, дымят
каменные башни комбината.
|
Степан Поздняков, друг поэта, писал, что вдохновляли Смелякова на создание произведений в этот период живые прототипы, жители нашего город. Так, например, герой поэмы «Лампа шахтера» - новатор-горняк Михаил Фомченков. В образе пряхи из одноименного стихотворения Смелякова запечатлена наша землячка, известная сказительница бабушка Двинская, стихотворение «Кладбище паровозов» навеяно посещением депо Урванка и т. д. Это еще больше роднит творчество классика советской поэзии с Новомосковском, с угольным Подмосковьем.
Надо отметить, что в эти послевоенные годы в нашем городе Ярослав Васильевич пишет многое из того, что впоследствии станет смеляковской поэтической классикой – это, например, стихотворения «Английская баллада», «Милые красавицы России», «Мое поколение», «Памятник», «Наш герб». О двух последних стихотворениях стоит сказать особо.
…И я сойду с блестящей высоты
На землю ту, где обитаешь ты.
Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму…
Строки этого стихотворения, посвященного первой жене поэта Евдокии, Ярослав Васильевич однажды ночью нацарапал карандашом на пачке из-под папирос. Потом он несколько раз зажигал спичку и, зажав ее в ладонях, светил себе, перечитывал написанное. А утром Степан Яковлевич Поздняков был первым, кто услышал:
И ты услышишь в парках под Москвой
Чугунный голос, нежный голос мой
Когда Ярослав Васильевич задумал написать стихотворение «Наш герб», то закрылся в своей комнате, а ключ от нее в форточку отдал Позднякову. Раз в сутки Степан Яковлевич приносил поэту нехитрую еду – картошку, хамсу, квашеную капусту в железной чашке, передавал в форточку. Ровно трое суток провел Смеляков в затворничестве, истязая себя и свое воображение, но своего добился, социальный заказ выполнил на высочайшем уровне:
И лозунг наш, по слову Ильича,
начертан был на лентах кумача.
В 1948 году Ярослав Васильевич, благодаря содействию московских друзей, возвращается в Москву. Многое еще предстояло пережить поэту – несправедливое осуждение по печально известной 58 статье УК на 25 лет лагерей, как следствие этого, развод с любимой женой Евдокией, чтобы не подвергать ее опасности репрессий, заключение в Инте…
Только последние 10-15 лет жизни поэта складываются вполне благополучно. Он вновь восстановлен в Союзе писателей, выступает на радио, в телевизионных передачах, гораздо больше других советских литераторов ездит по стране, бывает в зарубежных командировках, встречается с молодыми поэтами России и других республик, многие из которых с благодарностью вспоминают его строгую, но всегда доброжелательную и справедливую критику. Личная жизнь поэта тоже складывается удачно: второй брак с поэтессой и переводчицей Татьяной Валерьевной Стрешневой оказался прочным и счастливым. Сближала их любовь к поэзии, к искусству, к природе, к людям, к животным.
Когда умру, мои останки,
с печалью сдержанной, без слез,
похорони на полустанке
под сенью слабою берез.
Источник
В конце ноября 1972 года поэта не стало, он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Новомосковские и тульские писатели хранят память о Смелякове. Сергей Галкин подарил нашему музею письмо Ярослава Васильевича, присланное им незадолго до смерти, в октябре 1967 года. Добрым словом вспоминали встречи со Смеляковым Владимир Болохов, Александр Пешков, Степан Поздняков, Дмитрий Ракитин, Александр Харчиков, Валерий Ходулин.
В начале 80-ых годов прошлого века в нашем музее была открыта мемориальная комната лауреата Государственной премии СССР, лауреата премии Ленинского комсомола Ярослава Васильевича Смелякова. Личные вещи поэта, часть его библиотеки передала в наш музей в конце 1970-х годов его жена, Татьяна Валерьевна Стрешнева, зная, какое значение в жизни Ярослава Васильевича сыграл когда-то Новомосковск.
Комната эта совсем невелика, но каждая вещь, находящаяся здесь, напоминает о большой, интересной, но непростой жизни этого советского поэта и просто человека. В витрине под стеклом – поздравительный адрес в связи с 50-летием поэта, подписанный его друзьями, известными писателями. «И наш народ, - говорится в адресе, - которому вы так талантливо служите, и который умеет ценить и любить настоящую поэзию, ибо по природе своей он поэтичен и песенен, по праву относит Вас к лучшим поэтам современности».
Главное в мемориальной комнате Смелякова – книги, подаренные ему, многие из них с автографами.
Среди экспонатов мемориальной комнаты – диплом лауреата Государственной премии, которой Смеляков был удостоен за книгу стихов «День России» (1967 г.).
Надо сказать, что Я. В. Смелякову всегда был чужд культ вещи, о чем свидетельствуют простые и непритязательные предметы, находящиеся в его мемориальной комнате – массивный старый письменный стол, за которым работал поэт; на нем – телефонный аппарат старого образца, скромная настольная лампа, чернильный прибор с выгравированной надписью: «На память от нефтеразведчиков Черноземья, май 1968 г. п. Комсомольский»; настольные часы, сделанные рабочим московского завода, почитателем Смелякова; большой прозрачный кристалл – его отгранил и подарил Ярославу Васильевичу любитель и поклонник его поэзии из Плеса; палка, собственноручно сделанная и подаренная Смелякову поэтом М. Дудиным.
В 2006 году депутатами Тульской областной Думы от города Новомосковска Д. В. Бычковым и С. Н. Мирко совместно с Тульским отделением Союза писателей России учреждена ежегодная областная литературная премия имени Ярослава Смелякова. Ее могут удостоиться только лучшие поэты и прозаики.
Литература
- Смеляков Я. День России. — М. : Сов. писатель, 1967. — 179 с.
- Смеляков Я. Избранные произведения: в 2 т. — М. : Художественная литература, 1967.
- Дементьев В. Ярослав Смеляков. Сильный как терн. – М.: Совесткая Россия, 1967. — 160 с.
- Ланина В. Поэзия строгой любви : о лирике Ярослава Смелякова / В. Ланина. — М.: Советский Писатель, 1965. — 192 с.
- Смеляков Ярослав Васильевич // Русские писатели ХХ век : биобиблиографический словарь. – М., 1998. — Т. 2 : (М-Я). — С. 363-365.
- Смеляков Ярослав Васильевич // Русские писатели ХХ век : биографический словарь. — М., 2000. — С. 648-649.
- Смеляков Ярослав Васильевич // Тульский биографический словарь: в 2 т. — Тула, 1996. — Т. 2 : (М-Я). — С. 184-185.
См. также:
Источник: Новомосковский период творчества Ярослава Васильевича Смелякова // История и современное развитие Тульского края : материалы III обл. краевед. чтений, посвящ. 865-летию со дня первого упоминания в Никоновской летописи г. Тулы, 70-летию разгрома немецко-фашистских войск под Тулой, 70-летию освобождения города Новомосковска от немецко-фашистских захватчиков (Новомосковск, окт. 2010 г.) / Ком. по культуре муницип. образования г. Новомосковск ; МУК «НБС», центр. гор. б-ка ; ком. по образованию и науке муницип. образования г. Новомосковск; муницип. учреждение доп. образования «Информ.-метод. центр» ; редкол. : Змеева С. Г., Пасько С. В., Павлова Н. В., Польшина А. В. (отв. секретарь). – Тула : Гриф и К, 2011. – С. 56-63. – 229 с. |