180-й полк НКВД, прикрыв отход из пылающего Сталиногорска-2 остатков 108-й танковой дивизии на Венёв и 336-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона в Рязань, под покровом ночи также ушел из города для охраны тыла 50-й армии на рубеже реки Ока от Коломны до Прилуки. В городе остались только переодетые в гражданское красноармейцы 108 тд из состава боевой группы «Смерть фашизму!» — отряда из 12 человек, созданного 4-м отделом УНКВД Тульской области для подрывной деятельности в период временной оккупации города.
22 ноября 1941 года вместе с местными жителями они вышли на улицы, когда в город без боя въехала немецкая танковая колонна из 30-50 машин. Во главе колонны на джипе ехал командир боевой группы полковник Генрих Эбербах. По воспоминаниям начальника связи 5-й танковой бригады 4-й танковой дивизии Германа Хосса, «весь город с его новыми современными заводами и административными зданиями пылал, как Москва в 1812 году при Наполеоне. Здесь делать было нечего, и мы повернули назад к месту дислокации. В память врезалось лишь одно:
В Сталиногорске, в отличие от Узловой, заводские рабочие ютились в ужасных землянках, поскольку запланированные рабочие поселки еще не были построены.
Развернувшись у взорванной плотины, немецкие танкисты поехали обратно расквартировываться на станцию Маклец и близлежащие деревни. В штаб доложили: Сталиногорск взят. |