Н. С. Чумичёв
корреспондент газеты «Новомосковская правда»
Документы рассказывают
Глубокий след оставило у меня посещение Музея боевой и трудовой славы косогорских металлургов. Особый интерес вызвали материалы о действиях партизанских отрядов имени Ф. Э. Дзержинского и «Максим». Хотя костяком этих боевых соединений стали косогорские металлурги, узнаю на фотографиях наших земляков — новомосковцев Ивана Ивановича Сарычева и Ивана Петровича Солошенко.
Почетный гражданин Тулы, бывший заместитель начальника штаба партизанского движения Брянского фронта генерал-майор А. П. Горшков в книге «Ты помнишь, товарищ?» вспоминает: «Один из смельчаков-новомосковцев Иван Сарычев был активным партизанским разведчиком отряда Дзержинского. Он прошел боевой путь во вражеском тылу по Брянской, Орловской, Сумской областям, а по выходу из брянских лесов в составе партизанского отряда «Максим» под командованием Л. М. Корчагина смело действовал в Ленинградской области».
Напомним, что летом 1942 года, захватив Харьков и Ростов-на-Дону, немецко-фашистские полчища устремились к Сталинграду. Из брянских лесов в свой рейд на Украину поднялись партизанские соединения Ковпака и Сабурова. В покинутые ими зоны и была переброшена на самолетах разведывательно-диверсионная группа «Туляки». В составе ее находился и Иван Сарычев. Обосновались близ деревни Гололобово Навлинского района Брянской области. А далее, чтобы воссоздать событии тех дней и участие в них И. И. Сарычева, воспользуемся дневником командира партизанского отряда Л. М. Корчагина, воспоминаниями его заместителя по разведке И. М. Петрова и начальника штаба Ф. Я. Тарасенко.
Из хроники рельсовой войны
17 августа 1942 года. Разъезд Стяжное близ Брянска. Группой руководил Петров, в ее составе — Сарычев, Долгих и проводник Морозов. Вечером установили мину на железнодорожном полотне. Утром на другой день подорвали несколько столбов технической связи и заминировали подходы к ним. Немцы открыли пулеметный огонь, а мадьяры двумя группами стали окружать партизан. Дело дошло до рукопашной схватки. Отошли в лес. Прибывший из Брянска бронепоезд открыл огонь. Однако, продвигаясь но участку нарушенной связи, бронепоезд подорвался на мине. Стоявшие на его платформах два танка сползли в кювет и перевернулись.
19 августа. Группа в том же составе заминировала другой участок железной дороги Брянск—Могилёв. Подорвался немецкий эшелон (сорок вагонов) с боевой техникой.
Немцы усиливают охрану. Пришлось заминировать дороги, ведущие на партизанскую базу.
26-28 августа. Сарычев и Долгих в двух местах заминировали полотно железной дороги Брянск-Гомель. На одной из мин подорвался контрольный поезд (его пускали впереди воинского эшелона). Уходя на базу, подорвали техническую связь.
1 сентября. Немецкие посты встретили огнем из пулеметов и минометов. И все же у станции Полужье заминировали полотно железной дороги. Уходя на базу, Сарычев и Долгих подорвали техническую связь, а подходы заминировали.
3 сентября. На минирование железной дороги Брянск—Гомель вышла вся разведывательно-диверсионная группа под руководством Корчагина. Вперед выдвинулся И. Сарычев, чтобы выбрать место для минирования. Его заметили с поста и обстреляли. Только на другой день Долгих удалось установить мину. Однако с паровоза, идущего по железнодорожной линии, открыли огонь по смельчаку. Затем высыпали немцы. Корчагин дернул за шнур, раздался взрыв — и фашистских вояк на стало.
12 сентября. Железная дорога Брянск—Навли усиленно охранялась, и задуманное удалось осуществить не сразу. Подходящий момент представился, когда группа немецких солдат, выйдя из караульного помещения, вовлекла в горячий спор и часового. Пока шла перебранка, Сарычев установил на полотне железной дороги мину. А тут из Брянска открытая платформа идет — в термосах и бидонах обед для охраны. Дернул шнур Петров, а взрыва нет. Разгрузилась платформа и двинулась дальше. Всего несколько минут потребовалось Сарычеву, чтобы исправить ошибку. Только управился — и вот тебе дрезина, а на ней офицеры. И тут уж ошибки не было — последовал взрыв и словно срезал с пути дрезину со всей офицерской компанией.
14 сентября. Станция Комаричи — на нее теперь нацелился удар партизан. Охраны здесь несут чехи. Еще ранее Егоров и Кветкович по поручению командования вступили в переговоры с чешскими солдатами, охранявшими Льговскую железную дорогу. Условились, что чехи будут создавать лишь видимость сопротивления, а партизаны, в свою очередь, — обходить их посты. Кроме того, боевой арсенал партизанской группы пополнился большим количеством гранат, переданных чехами. При их бездействии Сарычев, Анохин, Кветкович, Константинов и Егоров в районе станции Комаричи за одну ночь взорвали шесть километров железнодорожного полотна. Тогда же пустили под откос эшелон (шесть платформ) с артиллерией.
В огненном конце
Блокада партизанского края крупными соединениями немцев, мадьяр, украинских и белорусских националистов началась утром 18 сентября 1942 года. В окружении оказались отряды имени Жданова, Лазо и Котовского.
А группа Петрова тем временем минировала дорогу у станции Полужье. Но, как выяснилось потом, движение по магистрали было немцами приостановлено.
Это насторожило ребят. Возвращаясь на свою базу, заметили, что обезлюдела деревня. За хутором Залятка повстречали женщину и узнали от нее: после тяжелого боя с карателями партизанам пришлось отойти. А местные жители укрылись в лесу.
— Одежда-то на вас немецкая, вот каратели и приняли за своих. Подфартило вам...
Вплотную подошли к партизанской базе — деревне Гололобово. Нет деревни — сожгли каратели. Направились в обход на хутор Мостки. Переправились через реку, а впереди — открытая местность. Чтобы соединиться со своими, надо пройти еще 5-7 километров.
А тут непредвиденная задержка — на дороге показался большой обоз. Медленно двигались женщины, дети, старики со своим скудным скарбом. А конвой не так уж велик...
Залегли ребята на опушке леса и обстреляли конвой. Важно было сразу убрать офицеров-мадьяр. Среди карателей поднялась паника, и воспользовавшись ею, те, кого угоняли в фашистское рабство, укрылись в лесу.
А группа Петрова продолжала свой путь. На хуторе Мостки большое скопление партизан, отставших по разным причинам от своих отрядов. Вместе с десятками бойцов вышли к железной дороге Брянск—Льгов.
Здесь стоял большой немецкий гарнизон. Внимательно изучив расстановку постов, определили участки, где можно было незаметно «просочиться» и выйти на соединение с основными силами партизан. Знали, что в их помощи так нуждались отряды народных мстителей. И вышли всем смертям назло...
30 сентября рано утром противник двумя колоннами стал обходить партизан, оседлавших дорогу Алтухово-Гуры. Каратели поднимались в атаку цепь за цепью. Партизаны из своих укрытий буквально косили немцев. Отбиты уже пять атак, но новая атака накатывается...
Партизанам-автоматчикам и бойцам группы «Туляки» дано боевое задание: просочиться через болото в тыл к карателям и ударить по врагу. Ударили так, что огненное кольцо распалось, партизанским соединениям удалось вырваться из окружения, нанеся противнику серьезный урон.
[...неразборчиво...]
* * *
...Центр партизанского края — поселок Смелки в праздничном убранстве, вместе со всей страной он отмечает 25-ю годовщину Великого Октября. У опушки леса, народные мстители собрались на встречу. Их поздравляет со всенародным праздником секретарь Оршанского обкома партии А. П. Матвеев. Награды Родины смельчакам вручает заместитель начальника штаба партизанского движения Брянского фронта А. П. Горшков. Одним из первых произносится имя бойца разведывательно-диверсионной группы «Туляки» Ивана Сарычева. С той поры и украшает грудь героя орден боевого Красного Знамени.
Наградной лист бойца партизанского отряда им. Ворошилова № 1 И. И. Сарычева с представлением к ордену Красного знамени
ЦАМО, ф. 33, оп. 682525, д. 130
Н. Чумичев
Источник: Чумичёв Н. С. Партизанский разведчик Иван Сарычев // Новомосковская правда. — 1974. — 21 ноября. — С. 2-3.
|