← начало: 1. Под мирным небом • 2. Ветеран войны и труда
Петр Федорович Моисеев (род. в 1923 году в д. Бурдухово ныне Венёвского района Тульской области) — в Красной армии с 1940 года, призван Сталиногорским ГВК. Летчик 284-го бомбардировочного авиационного полка лейтенант П. Ф. Моисеев воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Неоднократно проявлял себя смелым, решительным и самоотверженным воздушным бойцом Красной армии. Кавалер орденов Красного Знамени (30 августа 1943, 20 августа 1944), ордена Отечественной войны I степени (31 октября 1943). Один из лучших летчиков-разведчиков полка. В одном из полетов обморозил ноги. Врачи настаивали на немедленной госпитализации, срочном лечении. Моисеев отказался: «Враг стремительно откатывается назад, сейчас его только бить и бить, без устали и сна, — и в такое время ложиться в постель? — Ни за что!» И снова полёты, бои... Совершил 99 боевых вылетов. К концу войны летал с больными ногами. По земле передвигался с огромным трудом. После войны обе ноги ампутировали. Жил в Новомосковске Тульской области. Работал старшим научным сотрудником в ПНИУИ.
Славный путь сокола
Петр Федорович Моисеев начал свой путь летчика в Сталиногорском аэроклубе, который окончил в 1940 г. Затем был направлен в авиационную школу пилотов в Таганрог. Здесь и встретил он известие о начале войны. Вскоре школу эвакуируют в Омск, где летчики проходят обучение полетам на новом пикирующем бомбардировщике ПЕ-2.
И вот 18 декабря 1942 года экипаж в составе пилота П. Моисеева, штурмана В. Пешего и стрелка-радиста В. Мамаева принял боевое крещение на Сталинградском фронте.
Потом были еще вылеты, летали и на разведку, и на бомбометание. Командование сухопутных войск хотело как можно больше знать о дислокации войск противника и помогали ему в этом военные летчики. В каждом боевом вылете они определяли количество самолетов противника на аэродромах, интенсивность движения железнодорожного транспорта, следили за переброской войск по шоссейным дорогам. Все это обязательно фотографировалось, а если обнаруживались вражеские танки, то сведения об их количестве и местонахождении передавались в эфир открытым текстом. Полет на разведку требовал от экипажа полной согласованности, каждый должен был понимать своего товарища с полуслова, с одного взгляда, ведь летали в тыл противника до 150 км, без сопровождения истребителей, в разных: погодных условиях. Зенитный огонь противника был опасен, но летчики-разведчики быстро к нему привыкли, ведь один самолет имеет неограниченные возможности противозенитного маневра. Для разведчиков главная опасность — истребители противника, они специальна предназначены для борьбы с бомбардировщиками. Особенно их приходилось остерегаться, когда летали, без прикрытия, тогда помимо разведки летчики внимательно смотрели за обстановкой в воздухе,
28 августа 1943 года экипажу была поставлена задача — произвести разведку войск противника в районе г.Сталино [ныне Донецк]. На подходе к железнодорожной станции Иловайская стрелок-радист доложил, что сзади с набором высоты идут четыре истребителя противника. Петр Федорович — командир и пилот принимает решение принять бой. На небе ни облачка — спрятаться негде. Летчики опробовали пулеметы. Истребители врага готовились к атаке. В это время В. Манаев доложил, что наши бомбардировщики бомбят ж.д. станцию. Истребители противника сделали несколько заходов и ушли к группе бомбардировщиков, где завязали бой. Разведчики же продолжали выполнять задание.
Летный состав 1 аэ 284 бап. Аэродром Люксембург — Розовка, сентябрь 1943 г.
Сидят, слева направо: В.Репневский, А.Н.Пронин, Н.А.Бондаренко, А.В.Селедкин, Е.С.Вишняков, М.Сторожук, В.Дегтярь, Б.Н.Болдырев;
Стоят во втором ряду слева направо: И.М.Соболев, В.Д.Пеший, К.Д.Таюрский, П.Ф.Моисеев, Д.Шопен, П.Панфилов, А.Воинов, М.Е.Иванченко, А.Т.Заплавнов, А.Сенкевич;
Стоят в третьем и четвертом рядах слева направо: Молчанов, Л.П.Инжеватов, П.В.Баглай, В.И.Монаев, Ф.Комаров, В.Шубин, В.Карюков, В.Л.Герасимов, ?, М.И.Тудаков, Н.А.Помелуйко, Н.Угаров, Н.Васюшкин.
Фото из архива семьи Н.А.Бондаренко / allaces.ru
За успешные боевые действия, мужество и отвагу, проявленные при освобождении Донбасса, дивизии и полку, в котором служил Петр Федорович было присвоено звание гвардейских и наименование Таганрогских, Жители Таганрога на свои средства построили самолет, который назвали «Таганрогский пионер». 19 мая 1944 года в Крыму на аэродроме «Веселое» делегация жителей города торжественно вручила этот самолет экипажу Петра Федоровича.
Передача 135-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку именного Пе-2 «Таганрогский пионер»
19 мая 1944 г. Крым.
Источник: Информационный сайт города Лида
На нем они принимали участие в освобождении Белоруссии, Литвы, в разгроме немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии и Кенигсберге. Эта машина прошла боевой путь до конца войны, сделав около 50 боевых вылетов.
За время Великой Отечественной войны боевой летчик Петр Федорович Моисеев сделал 125 боевых вылетов. Он награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени и медалями.
С полной отдачей сил, честно и добросовестно вот уже почти 30 лет трудится Петр Федорович в лаборатории автоматизации ПНИУИ. Он принял творческое участие в десятках разработок, которые внедрены, находятся в стадии совершенствования или разрабатываются на перспективу. Им опубликовано около 20 научных работ и изобретений. Петр Федорович — «Отличник соц.соревнования», ударник коммунистического труда, он неоднократно удостаивался правительственных наград за мирный труд.
Мы преклоняемся перед военным, а особенно, послевоенным мужеством Петра Федоровича.
Доброго здоровья и счастья Вам, Петр Федорович, на долгие годы.
Сотрудники отдела механизации и ШТ
Источник: Буклет «Под мирным небом»: сотрудники института — ветераны Великой Отечественной войны; в честь 40-летия Победы, 9 мая 1985.
Из личного архива Ю.А. Наливайко.
|