Как привидения, бродили умиравшие с голоду, полуголые существа, часто днями не видевшие иной пищи, кроме трупов животных и древесной коры.
— германский офицер В. Штрикфельд о лагерях советских военнопленных.
Советские военнопленные стали первыми жертвами нацистской политики, обрекавшей жителей «восточных земель» на голодную смерть. В августе 1941 года германская армия установила размер пайка для работающих советских военнопленных из расчета всего 2 200 калорий в день. Даже этого было недостаточно, чтобы поддерживать жизнь, однако на практике военнопленные получали гораздо меньше официального размера пайка. Многие советские заключенные получали в день только 700 калорий. Через несколько недель потребления такого «минимального прожиточного рациона» (так он назывался в германской армии) наступала смерть от истощения.
«Попал в немецкий плен. Умер в плену.» — станут последними строками в биографии у многих сталиногорцев-защитников Могилёва. Таких как, Егор Андреевич Соболев и Григорий Ильич Старков — уроженцев деревень Ключевка и Урванка (ныне в составе городского округа Город Новомосковск).