По воспоминаниям Г. Гудерина, «мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая, а также о выгрузке других частей на участке Рязань-Коломна. 112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками из направления Дедилово, ее ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск. [...] наши 37-мм противотанковые пушки оказались бессильными против русских танков Т-34.
Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка.
Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьезным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более не способна».
И это отнюдь не преувеличение. Упомянутые свежие сибирские части — это 15 тыс. бойцов 239-й стрелковой дивизии подполковника Г. О. Мартиросяна, которые при поддержке «русских танков» — 31 танк (7 КВ, 8 Т-34 и 16 Т-60) 125-го отдельного танкового батальона — наносили удар от Узловой и Донского в южном направлении на Богородицк согласно плану совместной операции по уничтожению Богородицкой группировки противника. Этим замыслам не суждено было сбыться, так как 18 ноября 1941 года немецкая 2-я танковая армия сама перешла в крупномасштабное наступление на окружение Москвы (второй этап операции «Тайфун»).
Спустя 75 лет, впервые на русском языке, Валерия Волковая и Алексей Кислицын представляют журналы боевых действий немецких 112-й и 167-й пехотных дивизий. День за днем — ожесточенные встречные бои на подступах к Узловой, Донскому и Сталиногорску.
Следите за лентой «Новые и дополненные статьи»