Прилет агитационного самолета АНТ-9 «Крокодил» в Сталиногорск, сентябрь 1935 года.
АНТ-9 — ближнемагистральный трёхдвигательный пассажирский девятиместный самолёт. АНТ-9 был первым советским авиалайнером, сравнимым по удобствам с западными аналогами. Бортовой номер 125 произведен весной 1935 года на заводе № 84 (г. Химки Московской области). Его эксплуатантом являлась Особая сводная авиаэскадрилья им. Максим Горького. Имел два двигателя М-17 500 л.с. и нестандартный вытянутый и чуть вздернутый вверх носовой обтекатель, а поверху фюзеляжа — декоративный зубчатый гребень, подкосы стоек были прикрыты общим обтекателем (были похожими на лапы с когтями). На носу была изображена зубастая пасть (похожая на морду крокодила). Работами по изменению облика самолета руководил авиаконструктор В.Б. Шавров. Назван в честь сатирического журнала «Крокодил». Пилот — Василий Власович Осипов, бортмеханик — Дмитрий Гончаренко. Применялся для агитационных целей. В 1942 году передан в Аэрофлот. 31 августа 1942 года зарегистрирован как СССР-Л125.
Цветное фото Заметка
«Сталиногорского пролетария» № 225 (1243) от 28 сентября 1935 года:
«Крокодильские» замечания, итоги пребывания экипажа в Сталиногорске В течение трех дней в Сталиногорске был экипаж «Крокодила». Бригады ознакомились с вопросами эксплуатации, строительства химкомбината и культурно-бытового строительства. Позавчера состоялось подведение итогов пребывания экипажа «Крокодила» в Сталиногорске.
Замечательный метод социалистического строительства — ленинское соревнование — примененный в химической промышленности, дает свои первые великолепные результаты. Вступив во всесоюзный конкурс, одно химическое предприятие за другим выходит в первые ряды лучших производств страны.
До включения в конкурс цеха нашего комбината давали большие убытки, были резкие колебания технологического режима. После включения на несколько месяцев работы — почти миллионная экономия.
Представители Главхимпрома отмечали эти успехи, вместе с нами радовались рекордам аммиачников, сернокислотчиков, отмечали успехи внедрения хозрасчета. Экипажу самолета понравились наши поселки и жилища, содержимые в чистоте, клуб ИТР, парк, стадион.
Но они не умолчали и о наших недостатках. Сталиногорцы отстают по серьезным показателям и не могут претендовать на первое место во всесоюзном соревновании химических предприятий. На итоговом заседании был высказан ряд критических замечаний, метко подмечающих наши слабые стороны, глубоко проникающих в состояние наших производств.
Крупным наших недостатком экипаж «Крокодила» считает отставание строительства. Представитель Главхимпрома тов. Дмитриев перечислил: по темпам работы строительство далеко отстает от плана. Планирование стоит на низком уровне. Только на днях с большим опозданием написан приказ о переводе строительных участков на хозрасчет. Еще много бескультурности. Например, в свипоной(?) яме простои, у рабочих нет спецовок, недостает инструментов. Но самый большой недостаток — нет показателей соревнования, прорабы и рабочие не знают, с кем соревнуется их стройка.
Чтобы выйти на первое место надо проделать большую работу, в частности, лучше организовать руководство стройкой, ввести диспетчеризацию, по боевому организовать соревнование.
Заканчивается стройка цехов второй очереди. Развертывается монтаж. Но и тут неблагополучно. По заявлению тов. Дмитриева достаточной подготовки к монтажу нет.
Экипаж самолета весьма настойчиво подчеркивал и второе: отставание по культуре. Вот клуб ИТР. Прекрасное здание, но в нем нет серьезной культурной и научной работы. Еще много грязных мест по городу.
Этими фактами экипаж «Крокодила» совершенно правильно подчеркивал непрерывную связь культуры и быта с производством. Подчеркивая прямое влияние последних на рост производительности труда, представители Главхимпрома требовали культуру быта и производства поднять на уровень лучших цехов и отделений.
Критика экипажа «Крокодила» — серьезная помощь нам. Помноженная на новую волну активности наших эксплоатационщиков и строителей, она поможет сталиногорцам завоевать новые позиции.
В. Туров Статья выявлена и предоставлена Юлией Алексеевой, Новомосковский историко-художественный музей.